«Барак-варвар: В поисках сокровищ Стимулов»

В Америке четверть (если не больше) всей телевизионной сетки заполнена программами, в которых умные дяденьки и тётеньки часами обсуждают ту или иную новость «с политического олимпа», ведущие журналы пестрят заголовками, кричащими о новых подвигах свежеиспеченного президента, ну а политдебаты, проводимые в школах и ВУЗах США, давно уже стали неотъемлемой частью образовательной программы. Потому и странно было бы ожидать, что комикс каким-то невиданным образом обойдет стороной этот столь значимый аспект жизни. Вопрос состоит лишь в том, насколько глубоко должна политика проникать в этот жанр, и какое место она должна в нём занимать.

Понимаете ли, политика – это такая сфера нашей жизни, в которой работа должна вестись серьёзная и системная… и потому занятие ею следует оставить профессионалам. При этом политический комикс, являющийся отражением современной жизни, никогда не должен скатываться к ненужному пересказу и без того всем известных событий, или к бессмысленному пиару, но обязан развлекать читателя. Его задача – нести в массы идею, пусть и в несколько иносказательной форме, но никак не наоборот, иначе теряется весь его смысл.

 

Тройка лидеров по наличию политической борьбы, скрытой завлекательными обложками.
Слева направо: «Transmetropolitan» от Варрена Эллиса и Дарика Робертсона (Warren Ellis, Darick Robertson);
«Ex Machina» от Брайена Вогана, Тони Харриса, Тома Фейстера и ДжиДи Меттлера (Brian K.Vaghan, Tony Harris, Tom Feister, JD Mettler); «DMZ» от Брайана Вуда и Рикардо Бурчиелли (Brian Wood, Riccardo Burchielli)

Прежде говорить о популярности политического комикса не приходилось, да и вообще сама эта тема никогда особенным интересом у авторов не пользовалась. Тому есть множество различных причин, но основная всё же в том, что целевая аудитория попросту не стала бы раскупать огромные тиражи комиксов об интригах в кулуарах Белого Дома. Конечно, существуют популярнейшие серии «Transmetropolitan», «Ex Machina», «DMZ», где если не главное, то очень значимое место отведено вопросам политической борьбы – но это случаи всё же единичные, да и, кроме того, на их успех повлияли совершенно иные факторы. Поэтому было бы сложно себе представить такую ситуацию, при которой в мире (и прежде всего в США) политика вышла бы на первое место, и жизнью страны начали интересоваться все от мала до велика. Но, как ни странно, такая ситуация возникла, и именно что в Соединенных Штатах – приход к власти чернокожего президента Барака Обамы перевернул сознание людей и вселил в них угасшую надежду на лучшее.

 

Сейчас образ Президента США уже находится где-то между иконой и брендом: о нем пишут книги, лучшие газеты и журналы ни дня не обходятся без его фотографии на первой полосе, его именем называют детей, а на Тайм Сквер перед огромным плазменным экраном регулярно собираются толпы людей – лишь бы не пропустить очередное обращение новоиспеченного спасителя к народу. Как следствие, Обама-бум нашел свое отражение и в комиксах тоже.

 

Восторгу американских подростков нет предела: на полку с комиксами о Конане-варваре
теперь можно ставить томики с приключениями варвара Барака!

«Все выше и выше в гору поднимался статный темнокожий воин. Плечи его были широки, руки полны неистовой силы, а на поясе красовался широченный меч», – так начинается история варвара Барака из деревеньки Шикаго, в ходе своих странствий прибывающего в Варшингтун, город, в котором коррумпированные чиновники пренебрегают интересами слабых, где нет места милосердию, а апатия стала официальной религией. Нетрудно догадаться, что именно ему, герою из дальних краёв, отведена основная роль – свержение с трона ненавистного деспота Бууша и его приспешников. Пересказывать сюжет далее бессмысленно, потому что откуда растут ноги новой серии издательства DDP ясно с первого взгляда. Даже подзаголовок комикса, «Quest for the Treasure of Stimuli» (В поисках сокровищ Стимулов), говорит сам за себя, являясь отсылкой к современным реалиям – восстановлению страны после финансового кризиса и плану стимулирования американской экономики, реализуемому администрацией Обамы.

 

Обама уже и прежде появлялся в комиксах – в сухом, сугубо биографическом «Barack Obama: The Comic Book Biography» (описание непростого пути к теплому креслу в Овальном кабинете) и в серии «Barack Obama: The First 100 Days» (скрупулёзный пересказ действий Обамы в первые сто дней на посту президента), а также в одной из последних графических новелл Кайла Бейкера, одного из известнейших американских авторов независимых комиксов. И всё же, несмотря на все старания художников и издателей, «Barack the Barbarian» на фоне данных произведений выглядит во сто крат ярче и убедительнее.

 

Плоды Обама-бума — от официоза до глума.
Справа налево:
«Барак Обама: Дорога к Белому дому»; «Барак Обама: первые 100 дней»;
обложки журнала «Mad» — «Обама: первые 100 минут» и «Да, мы не способны!»; постер, рекламирующий
«научно-фантастическую драму«Drafted»» от всё того же издательства DPP.

 

«Barack the Barbarian: Quest for the Treasure of Stimuli» является прекрасным образцом того, как следует совмещать политику и комиксы. Выполненный в аллегоричной форме, он полон едкой сатиры и тонкой издёвки, адресованной не только Белому дому, но и всему американскому обществу. Все действующие лица легко узнаваемы, но то, в какие именно образы вписали их сценарист Ларри Хама (Larry Hama) и художник Кристофер Шонс (Christopher Schons), не может не вызывать улыбку, а в ряде эпизодов и вовсе ввергает в неистовый восторг. Избранный президент предстает в образе супергероя, явившегося из ниоткуда, чтобы Спасти и Защитить – в чем ему помогают волшебница Хилария (Хилари Клинтон) и лукавый, но жутко трусливый Менни Хитрожопый (уж извините, более приличного аналога в русском языке не нашлось), он же Дик Чейни. Противоположный лагерь представляют жадные до денег прямые конкуренты темнокожего героя – Старый Вояка (МакКейн) и его напарница, Рыжая Сара (Сара Пейлин), воительница из холодных северных земель. Расклад сил поначалу равный, но чем дальше, тем очевиднее, на чьей стороне преимущество: кто умнее, сильнее и храбрее (хотя в данном конкретном случае, наверное, лучше было бы сказать: кто глупее, слабее и трусливее). Эти сопоставления, пускай и являющиеся как бы мимолётными, доведены авторами порой до совершеннейшего абсурда – используя все подручные средства, они унижают недалёкого вояку-МакКейна и воспевают дифирамбы темнокожему герою.

Несмотря на очевидную авторскую позицию, всё это – лишь верхний пласт. Под легкомысленной обложкой рассматривается куда более важная тема – как не опуститься окончательно до уровня общества, в котором каждый второй житель страны эгоистично ждет, что придет Некто и спасёт всех.

Мысль авторов довольно проста: Барак Обама, хоть он и глава государства, прежде всего обычный живой человек; от того, что и как у него получится, зависит многое – но немаловажная роль отведена и нам, простым гражданам, а потому сидеть, сложа руки и переложив все свои проблемы на плечи правительства – не просто глупо, но еще и непростительно беспечно.

Юрий Епифанов (aka supergodzilla), специально для журнала
«Хроники Чедрика» # 7’2009