Предлагаем вашему вниманию небольшую статью-размышление на тему биографических комиксов. В этом материале мы предприняли попытку собрать воедино основные, известные гипотезы, касающиеся теоретических основ жанра. Безусловно, чтобы сложить исчерпывающее представление о нашем предмете, потребуется возвращаться к этому вопросу ещё не раз, касаясь всё более и более детальных аспектов. А сейчас предлагаем крайне обобщённую модель.

 

Биография и автобиография в комиксах

«Биография» дословно переводится как «жизнеописание». Это литературный жанр. Он также свойственен кинематографу и рисованным историям. В Европе у него есть и своё название – байопик. Мы будем использовать этот термин в статье для краткости.

Байопик обычно строится по принципу хронологии. И всегда это история конкретной исторической личности.

По поводу того, как возник байопик, может быть несколько гипотез:

1. Из анекдота. Рисованные истории всегда были связаны с ортодоксальной литературой и испытывали на себе ее значительное влияние. Но, не имея такого коммерческого смысла, как, например, живопись (до появления фотографии), были интересны лишь в среде неграмотного народа или в узких художественных кругах, как своего рода забава.

 

В народном байопике главными действующими лицами были представители знати, церковные иерархи и первые лица государства, а также «герои из народа», попадающие в курьёзные истории в различных политических и исторических ситуациях. Эти истории, передаваясь многажды из уст в уста, доходили до художника в таком домысленном и смешном виде, что ему уже не оставалось ничего, кроме как зафиксировать своё впечатление в рисунке — простом, схематичном и, зачастую, неряшливом. Поскольку не все умели писать и читать, то разумно будет предположить, что это были истории без слов.

 

В художественной среде ситуация могла быть несколько иной. Описываемые в байопике анекдотические истории касались друзей художника, а также заказчиков – вельмож, придворных, богатых горожан. Сюжетом, вероятнее всего, становились курьезные истории из жизни или яркие события.

 

Истории, должно быть, были короткими, умещались на одном листке, либо деревянной дощечке, холсте или кусочке кожи. Но, поскольку к производству комикса относились очень несерьезно, выполнены они были едва ли в хорошем качестве, и особой художественной ценности не представляли. Кроме того, эти истории, будучи популярными у публики, за короткие сроки приходили в негодность, затирались и портились. Значит, если такие «комиксы» действительно и были предтечами современного байопика, едва ли они вообще смогли бы сохраниться до нашего времени.

 

2. Жития святых. Религиозные системы – организмы, пожалуй, самые сложные, захватывающие практически все сферы человеческой деятельности. Если проследить историю искусств, то очевидно, что с самых древних времен их развитие было подчинено религиозным нуждам общества. Европейские религиозные системы всегда особенно опирались на две социальные группы: на самых богатых и самых бедных. Если для богатых церковь была выгодна как военная и политическая сила, то бедным она являла последнюю надежду на спасение от рабства и невзгод, требуя взамен, опять-таки, рабского подчинения и лишений, но в пользу уже религиозной машины.

 

Чтобы удерживать позиции в первой группе, церковь изобрела мир символов и тайных знаков причастности, которые было принято шифровать в элементах архитектуры, скульптуры и живописи. Это стало выгодно еще и потому, что устанавливало четкую границу между богатыми и бедными, создавая у первых ощущение избранности и вседозволенности. Для того же, чтобы удерживать в своих руках бедноту, церковь создавала ощущение вовлеченности, живописуя общность страдания святых и мирян.

Так как подавляющая часть прихожан не владела церковным языком, на помощь им приходило изобразительное искусство. Особенно важную роль играли рисованные истории из жизни святых и отцов церкви. Это, своего рода идеологическое, оружие было крайне полезно там, где церковь сталкивалась с особыми культурными и языковыми трудностями при подмене местных культов христианским.

 

Если в истории большинства европейских стран нам почти не известны примеры таких байопиков (скорее всего, из-за бесчисленных войн, от которых в первую очередь страдало имущество бедноты), то в «соборной» России ситуация иная. Такие байопики и сейчас есть в каждой церкви. Это иконы с иллюстрированным жизнеописанием особо почитаемого святого. Также – иконы с историями, посвященными событиям, лежащим в основе церковных праздников: Рождество, Сретенье, Воскресенье и т.п.

 

Все это сохранилось потому, что во времена военных действий народ в первую очередь спасал то, что было ему свято и дороже жизни. Такими вещами были именно предметы культа. А большинство лубочных байопиков, как и в Европе, не сохранилось.

 

Современный байопик

Этот жанр особенно развит в Европе. Хотя примеры биографического комикса можно найти и в американской, и в азиатской культуре рисованных историй. Во всех этих культурах жанр имеет типические особенности, однако (и сюжетно, и стилистически) целиком и полностью является представителем своей культуры.

Основы жанра:

  • собрание анекдотических историй, объединенных одними и теми же действующими лицами, местом действия или временем.
  • биографии ярких и известных личностей.
  • комикс-адаптации существующих литературных произведений, основанных на биографическом материале.
Если первый случай близок к автобиографии (ведь автор часто рисует анекдотические ситуации, свидетелем которых был сам), то второй обычно имеет ярко выраженный коммерческий смысл. На роль главного героя такого байопика выбирают фигуру знаковую и неоднозначную. Художнику важно создать популярный стереотипный образ исторической личности, либо наоборот – разрушающий уже сложившийся стойкий стереотип. Художник, как правило, пренебрегает исторической достоверностью, включает массу вымышленных персонажей, но придерживается основных биографических или исторических вех. Вымысел здесь обусловлен потребностями коммерческого качества продукта, или элементарной необразованностью художника и редактора.

 

Третий случай, также имеющий коммерческие и социальные основы, часто создается на заказ. Это байопики об известных политиках, писателях и прочих общественных деятелях. Создание и выпуск таких комиксов часто приурочен к знаменательным датам или важным событиям в жизни описываемого в комиксе персонажа. Правда, иногда такие комиксы создаются и в целях образования.

 

Когда герой байопика – здравствующий человек, то сюжет основывается либо на официальной биографии, либо на рассказе самого героя. Можно предположить, что прототип главного героя ревностно относится к тому, чтоб комикс не порочил его имени и не порождал ложные слухи. В ином случае, если автора уже нет в живых, комикс строится на популярных мемуарах, и тогда, соответственно, может быть далек от реальности.

 

Автобиография как частный случай

В литературе автобиография – частный случай биографического жанра. В комиксах она существует на тех же правах. Главное отличие – герой автобиографии имеет возможность не только рассказать свою историю, но и предельно чётко, графически представить образы и сюжеты, живущие в его воспоминаниях, уменьшая возможность читателя на домысливание каких-то обстоятельств. В некоторых случаях такая визуализация позволяет добиться от читателя чувства большей вовлеченности и вызывает яркие эмоции и сопереживания.

При построении автобиографического комикса обычно прибегают к следующим моделям:

  • «автор, которого нет». Распространенный случай, встречающийся во всех видах и жанрах рисованных историй, когда вымышленный персонаж сам рассказывает свою историю, давая «свои» личностные оценки и описания.
  • псевдобайопик. Автор создает историю о каком-либо историческом персонаже, причем этот персонаж как будто рассказывает ее от первого лица.
  • «путевые заметки». Огромное количество таких историй основано на реальных путешествиях автора, например, в зону боевых действий и политических конфликтов. История укладывается в рамках одного путешествия или представляет собой цепочку путешествий, мало связанных между собой.
  • история одного события. В 20-м веке подавляющее большинство таких комиксов связаны с глобальными событиями истории, в которые так или иначе был вовлечен автор комикса. Это Холокост, мировые войны и концентрационные лагеря.
  • случай из жизни. Для российских комиксистов — самый распространённый вариант. Рассказ на одну-две странички. Представляет как правило курьёзную, анекдотическую ситуацию.
  • «производственная история». Автор описывает трудовые будни в профессии.
  • рассказ о своей жизни. Классический вариант автобиографии.

 

И все же, рассказывая «историю из своей жизни», автор не может обойтись без художественного вымысла. Ведь для него больше важна не последовательность фактов и событий, а чувства, переживания и мысли, с этими фактами связанные. Хороший автобиографический комикс – это, прежде всего, результат детального и жёсткого самоанализа. Вот почему бывает актуально изменение последовательности событий, включение в повествование вымышленных персонажей, обобщения, развитие фантастических сюжетных линий, вплетение в реальность снов и фантазий, выделение одних и замалчивание других личностных качеств персонажей и т.п.

 

Подводя итог

Любой жанр комиксов требует от автора глубокой проработки материала. Это непростая задача. По сути, она напоминает работу писателя. Поэтому, если художник стремится сам создавать свои истории, то ему необходимо не только уметь хорошо рисовать и компоновать кадры, но и быть грамотным и начитанным человеком.
Прежде чем начать новый комикс, надо детально изучить всё, чего эта история будет касаться.

 

Казалось бы, при создании автобиографической работы девяносто процентов проблем исчезают сами собой, ведь автор рассказывает то, что сам пережил. Но это обманчивое убеждение. Наша память не способна сохранить всё в точности. Кроме того, проходит время – и мы меняемся, другими становятся многие взгляды и предпочтения. Часто при работе над автобиографическим комиксом автору требуется осуществлять настоящие экспедиции в прошлое, чтобы освежить воспоминания, узнать нечто новое, что смогло бы дополнить картину минувшего.

 

И ещё – это титаническая работа с самим собой, узнавание себя по-новому. Не каждый автор готов к такому (что сказывается на результатах творчества: как часто мы видим комиксы, где история просто основывается на случаях из жизни автора, и случаи эти не переосмыслены, не прочувствованы, а приведены как курьёз, весёлая байка).

 

Между тем, в современном обществе автобиографические рисованные истории приобретают всё более важное значение. В мире информации, где подмены смыслов становятся серьёзным оружием при управлении людьми, комикс-автобиография – одно из немногих средств борьбы за сохранение правды, своей настоящей истории и воспоминаний.

А.Кунин, специально для «Хроник Чедрика» # 4’2009