ЧПХ №4

ЧПХ №4

ЧПХ №4Чепуха №4: литературно-художественное издание /Сост. Д.Яковлев; Отв.ред., предисл. Н.Литвинов; Пер. с нем.О.Щукина. – СПб.: Бумкнига, 2009. – 45 с.
ISBN 978-0-00-501915-0

Всем отечественным любителям комиксов известно: российские журналы рисованных историй – это нечто крайне амбициозное, быстро возникающее, но очень скоро переходящее в разряд добрых воспоминаний. Примеров много: легендарные «КОМок», «Муха», «Велес», «Планета приключений», «Комиксар»… Речь, конечно, о журналах недетских комиксов, то бишь – для взрослых.

На этом фоне выгодно выделяются два современных ежегодника – московский «Аль’манах» и питерская «ЧПХ».

В конце 2009 года вышел уже четвертый сборник «ЧПХ». Если в его первых выпусках был ярко заметен «жэжэшный след», то теперь можно говорить о некотором качественном изменении в издании. Подбор авторов стал более осознанным. Последовательность материалов – более чёткой и упорядоченной, то есть каждый последующий комикс размещён на своём месте не потому, что так вышло или так захотелось, а потому, что он как будто дополняет предыдущую работу, продолжает мысль. По крайней мере – теперь это прочитывается.

В «ЧПХ» №4 впервые появляется «Предисловие». И это очень хорошо! Книга без предисловия – как подслушанный разговор на личные темы. В чтении книги без предисловий, разъяснений и комментариев есть ощущение незавершенности, небрежности.

Однако тут не всё гладко. Во-первых, предисловие – это такой жанр. И у него есть свои правила и жанровые особенности. Например, оно должно вводить издание в социо-культурный контекст, что в нашем случае не особенно заметно. Во-вторых, оно должно задавать читателю векторы восприятия книги: что в ней важного, о чём следует задуматься, где искать ответы на возможные вопросы. В-третьих, предисловие призвано объяснить целесообразность публикации, её задачи.

То, что мы видим в сборнике – скорее вольное эссе на тему, но никак не типичное предисловие. Этот текст был бы хорош для андеграундного журнала. Для нынешнего формата «ЧПХ» это как-то не совсем адекватно.

Фрагмент из комикса About Black Music Игоря Колесова Понимаю, Никита Литвинов, автор предисловия, — соиздатель и большой друг Димы Яковлева, составителя сборника. И эта публикация – своего рода дружеский реверанс. Но при всём уважении (а Никита действительно достоин этого), если делаешь «солидное издание», то не позволяй себе несолидности.

В сборнике опубликовано семь работ семи авторов. На последних страницах даны фотографии художников и краткие био- и автобиографические тексты. И это хорошо! Это добрая традиция «ЧПХ». Но в сборнике нет «Содержания». И это плохо. Ведь не всякий комиксмен, подобно Аскольду Акишину, снабжает каждую страничку личной подписью. И не каждый читатель способен узнать автора по манере рисунка. Да и названия работ не всюду явно представлены. У Вики Ломаско название комикса вообще в середине страницы и не самым крупным кеглем написано.

Фрагмент из комикса А.Акишина Тем не менее, на мой взгляд, на фоне предыдущих, «ЧПХ» №4 – на сегодня лучший сборник. Самые яркие работы – конечно, «Зов Ктулху» Аскольда Акишина (в этом комиксе, кстати, запечатлены реальные виды окрестностей дачи Аскольда), «Чемодан» Вики Ломаско и Антона Николаева (комикс создан по мотивам рассказа В.Некрасова) и «About Black Music» Игоря Колесова (эмоциональная графичная история).

Самая слабая работа, на мой вкус, это «Подводная Даная пускается вплавь» Яны Клинк. Возможно, если б это был не одностраничный комикс, то было бы куда интереснее. А есть сведения, что у Яны целый шпионский сериал про Данаю продуман.

Ну, и ещё об одном хотелось бы заметить. У «ЧПХ» до сих пор нет какого-то своего яркого имиджа, своего голоса, что ли. Несколько лет назад, когда комиксы в России были в глубоком анабиозе, любой сборник комиксов вызывал восторг. «Вау! Они сделали это!» Но теперь таких сборников, пусть и без продолжения, издано много. И все они так похожи друг на друга: куча мала работ, созданных в разное время и, порой, случайным образом, без особой ориентации на читателя. Понятно, художник свободен рисовать что хочет. Понятно, ему охота видеть своё творчество опубликованным. Но ведь это надо уметь ещё и грамотно предложить читателю!

Ну, вот вы собрали все эти истории вместе. А зачем? Повеселить праздную публику? Но эти истории не весёлые. Прорекламировать художников? Но «Бумкнига» ведь не занимается агентской работой. Просто дать выборку альтернативного русского комикса? А зачем? Для чего? Какова цель? Что должен вынести из этого чтения для себя читатель?

Полагаю, что это вопросы, с которых следует начинать работу над любым книжно-журнальным продуктом. Уверен, что ответы на эти вопросы читатель должен находить сам, прочитав книгу, а не из интервью с издателем.

Что ж. Теперь будем ждать «ЧПХ №5». Сборник выйдет, похоже, через пару месяцев после «Бумфеста-2010» и будет содержать явные отсылки к программе фестиваля. И, думаю, следующий выпуск также будет лучше предыдущего и даст нам новые темы для размышления.

Александр Кунин