Марк Миллар, Дж.Дж. Джонс: «Особо Опасен»

Марк Миллар, Дж.Дж. Джонс: «Особо Опасен»

«А разве ты не слышал? Супермен исчез
во время большой войны с суперзлодеями.
Супермен, Бэтмен, Человек-Паук,
капитан Америка — все они».
Роберт Миллар — своему младшему брату Марку

 

Во-первых: если вы смотрели только фильм Тимура Бекмамбетова «Особо Опасен» — то вы ничего не знаете о том, о чём же на самом деле комикс, по которому этот фильм снят.

 

Во-вторых: Фокс, которую сыграла Анджелина Джоли, — негритянка.

 

Ну, и в-третьих: «Особо Опасен» (несмотря на кучу галиматьи) довольно яркий и обнадеживающий показатель жизнеспособности американского мейнстримового комикса.

Ну, понеслись… как мозги вслед за вышибившей их пулей.

Главный герой Уэсли Гибсон — законченный неудачник. Его девушка спит со всеми подряд; на работе его унижает начальница; в интернете он либо сидит на сайтах с порнухой, либо ищет симптомы нервных заболеваний, которым якобы подвержен; у него астма; и, чтобы хоть чем-нибудь выделяться из общей серой массы, он каждый день жрёт бутерброд с сёмгой и васаби.

И вот в один день, разом (как в мечтах любого задрота) его жизнь меняется. Сексапильная маньячка Фокс, устраивающая бойню в кафетерии, сообщает юному Уэсли: мир совсем не такой, каким ты себе его представляешь. Ты — сын одного из самых крутых суперзлодеев, у меня для тебя есть 50 миллионов баксов, крутая тачка и мощная пушка. Choose life?

Главное отличие первоисточника — комикса «Особо Опасен» — от экранизации в том, что это история про плохих парней. Про очень плохих парней. Фокс, Уэсли и все остальные герои — сущие ублюдки. Маньяки, насильники, фашисты, демоны, безумные ученые, мутанты. Светочи криминального мира, который тайно, как масоны, правит планетой.

 

А что с супер-героями?.. Так они все сдохли. Были убиты в эпической битве 1986 года, когда криминалитет наконец-то объединился в единую мощнейшую организацию. И мир уже никогда не станет тем, каким был прежде. А что до воспоминаний, так при помощи иноземных технологий и магии наша реальность была разложена на атомы и переписана заново. Мы что-то такое припоминаем, и это «дежа-вю» выражается, к примеру, в комиксах. «Но кто сейчас читает комиксы?» — говорит в послесловии автор, Марк Миллар.

Собственно, «Особо Опасен» — это макабрическая пляска кучи замечательных злодеев-уродов на поле вселенных Marvel и DC (то есть, самого мейнстримового американского комикса!). Этакий выход в коричневом, когда все в белом. Этакая жестокая детская игра в солдатиков, когда игрушки ломаются, а привычные схемы разрушаются под натиском детского непослушания. А в итоге все грызутся со всеми: много крови, много оторванных конечностей, много мозгов на стенках.

 

Галерея уродов насчитывает самых забавных персонажей, от Кроссвордера, чем-то схожего с Энигмой из «Бэтмена», до абсолютно глупого Говнорожего (привет Дерьмодемону из «Догмы»). Наиболее интересным в смысле задумки мне показался «Уёбок»(да, в комиксе много мата!) — клон Супермена, обладающий всеми его способностями и физической силой… но только вот (эксперимент удался не полностью) вдобавок ко всему страдающий от синдрома Дауна.

Говоря о комиксе, само собой, надо упомянуть о рисунке. Я бы не сказал, что он чем-то особенно примечателен. Не самый сложный. Обычный. К тому же покраска (местами компьютерная) просто раздражала меня, когда я брался просматривать комикс. Однако, когда ты втягиваешься читая историю, как-то перестаёшь обращать внимание на то, что раздражает при беглом знакомстве.

«Особо Опасен» — это занятный остросюжетный боевик, который использует привычные жанровые клише, в то же время выворачивая их наизнанку, что, согласитесь, занятная игра с читателем. Кроме того, как я уже упоминал выше, это и довольно озорная, хулиганская игра на привычном поле Бэтмена и Супермена — в непривычном антураже. Этакий комиксовый пост-модернизм.

И еще, этот комикс, судя по всему — мечта задрота. Именно таким мне и представляется Марк Миллар по фотографиям и тем автобиографическим справкам, что приводятся в этом издании. Можно сказать, что «Особо Опасен» написан под лозунгом: «Углубляй и развивай свои комплексы!». Главный герой срисован с автора (только без лишнего жирка). А во всей истории чувствуется отзвук того давнего праздника непослушания и затаённой обиды. Мол, если я не могу сам отомстить всем страшеклассникам, старшему брату, гопоте и начальству, которое когда-то унижало меня, то сделаю это хотя бы в своем комиксе, устрою «свой блекджек со шлюхами», как говаривал робот Бендер. И вот эта нотка немного портит общее впечатление от, в общем-то, замечательного комикса.

 

Отдельно я хотел бы сказать об издании. Оно замечательное и совершенно непривычное для наших не-комиксовых широт. Главное достоинство — его полнота. Помимо всех томов истории, под обложкой собраны предисловия-послесловия создателей, биографии создателей, куча дополнительных материалов: обложки, концепт-арты, арты по мотивам от других комиксистов.

И самое замечательное — детально расписан процесс создания комикса. Какие кадры не вошли, какие заменялись и ПОЧЕМУ они заменялись, приведен отрывок из первоначального сценария… В каком-то роде это издание ещё и полезное пособие для начинающего (или продолжающего) комиксиста.

Сергей Корнеев (aka happy_book_year)
Публикуется с разрешения автора.