«Пипец» против «Мордобоя»

alt

На самом деле, фильм вышел довольно в апреле, комикс еще раньше. И тем не менее кто еще не прочитал — рекомендую.Не так часто появляются комиксы в русском переводе, которые интересно читать. Скачать и ознакомиться с комиксом можно здесь
Здесь же я хочу изложить короткие выдержки из выступления на комикс-клубе 3 июля.

Фильм и комикс. Сравнение и некотрые мысли по поводу

Итак, приступим. Для начала очень важно, чтобы в основе истории лежала простая, но довольно крепкая идея «Что если?» Марк Миллар всегда отличался яркими, запоминающимися идеями, его всегда интересовало необычное преломление темы супергероев: «Что было бы, если Супермен упал бы не в США, а в СССР?» — идея «Red Son».
alt

Или: «Что случилось бы, если все супергерои погибли и власть в мире захватили суперзлодеи?»

alt

Идея «Особо Опасен», полностью слитая в фильме Тимура Бекмамбетова, возможно, по то простой причине, что Тимур далекий от комиксов человек и эти идеи ему чужды. Как, по сути, и для Мэтью Вона, режиссера фильма «Пипец» эта история с Пипцом скорее — игра, прикол. Для Марка Миллара же это это личная тема, автобиграфическая вещь.
Цитата из интервью: «Когда мне было 15, я и мои лучшие друзья зачитывались комиксами Фрэнка Миллера, такими как Batman: Year One. Мы занимались этим в то самое время, когда надо было готовиться к экзаменам. Мы хотели стать супергероями как Бэтмен. Это было патетично. История Kick-Ass на самом деле о том, что бы случилось, если бы мы не пришли в себя и воплотили свою мечту в жизнь.» То есть, как бы странно это не звучало, «Мордобой» — это история мечты.

alt

Главная идея «Мордобоя»: что если обычный школьник, начитавшись комиксов, захочет стать супергероем? Идея очень простая, но вполне сильная и до неё раньше никто не додумался. Помню в одном из интервью Роберт де Ниро в ответ на то, что люди подражают его героям-гангстерам, сказал: «в Нью Йорке каждый псих, который прыгает с крыши с полотенцем думает, что он — супермен». Подростки действительно подражают героям. У нас играли в Чапаева, из недавнего времени, приходит на ум — Саша Белый из «Бригады».

alt

Тема подражания искусству — вечная тема. И это напрямую связано с пародией. Самая знаменитая пародия это «Дон Кихот», где использован точно такой же прием: человек начитался рыцарских романом и решил перенести всё о чем он прочитал в жизнь. Как фильм так и комикс — это пародия на комиксы о супергероях. Однако несмотря на это в комиксе достаточно интересная история сама по себе.

В чем главная разница между кино и комиксом? Главный тезис: в фильме «Пипец» — герой это обыватель, решивший переодеться в Супергероя, чтобы решить свои проблемы (как то — нехватка девушки), как только он заполучает девушку, он сразу же успокаивается и «все это дерьмо» ему больше не нужно. Он говорит: «Я понимаю, почему никто не переодевается в супергероев, потому что им есть что терять» В комиксе же «Мордобой» герой, действительно чокнутый и переодевшись в костюм супергероя, он перерождается в него. Он преображается. Он говорит: «мне было так хорошо: «что я уже месяц не скачивал порнуху!» или «Внезапно я почуствовал. что у меня появились яйца!». Подобно мистеру Джекиллу и доктору Хайду, он открыл свою новую сущность, и подобно супергероям ведет настоящую двойную жизнь, где две половинки равноценны и возможна вторая даже более значима.
Благодаря тому, что герой в комиксе переодевается в супергероя он делает свою жизнь ярче и насыщенне по-сравнению с тем жалким прозябанием, которое он влачил раньше. То есть делает её более настоящей. Ему становится неинтересной школьная жизнь, чем живут его друзья и даже то что девушку, которая ему нравилась, заводит шашни с афроамериканцем — ему пофиг.
В комиксе герой изменил свою мир, сотворил его заново по образу и подобию комиксов. и именно этим комикс интересен. В фильме же ничего подобного нет. Пипец не преображается а так и останется обычным школьником и теряет свой драйв на половине фильма. Поэтому там на первый план выходит девочка-Убивашка (Хитгерл). Она более яркая и цельная и способна идти до конца.

alt

Вот эта способность идти до конца, не сворачивая наполовине и отличает настоящих героев. В комиксе Мордобой идет до конца. Достаточно сравнить их поведение во время пожара.

Герой в комиксе реально взрослеет и сам себе устраивает инициацию. Его первый выход приводит его на грань жизни и смерти, причем когда в больнице его собирают заново, он разговаривает с умершими, размышляет о реинкарнации, и обретает новое имя. Это действительно напоминает второе рождение человека.

То есть еще раз: в фильме персонаж остается обычным школьником, ради прикола, надевающим гидрокостюм, в комиксе герой по-настоящему перерождается в нового человека. Является тем самым selfmade hero.

Напоследок приведу цитату, которую я встретил на днях у Гребенщикова, цитирующего Дона Хуана:
«Было время, когда я — как и все прогрессивное человечество — обожал приключенческие романы Карлоса Кастанеды; особенно мне нравилось то место, когда в «Путешествии в Икстлан», шаман Дон Хуан растолковывает автору, как стать настоящим человеком.
По системе Дона Хуана для этого, в частности, требовалось:
отказаться от сознания собственной важности;
принять на себя ответственность за свои поступки;
перестать вести себя рутинно;
стать недоступным для людей и доступным для энергии;
но первое, на чем он настаивал, было — стереть свою личную историю.
Когда же Кастанеда возмутился, что это абсурдно и невозможно, Дон Хуан резонно объяснил ему, что пока окружающие точно знают — кто ты и как ты поступаешь в каждом случае, ты никогда не сможешь вырваться из тюрьмы их представлений о тебе.»

 

Итак, преврашаясь в Мордобоя, герой отказывается от сознания собственной важности, (когда он Мордобой он даже не помнит о себе, и готов умерерть, ради того, чтобы защитить случайного прохожего), принимает ответсвенность за свои поступки (при чем расплачивается за них по полной программе) перестает всети себя рутинно (тут вопросов нет) становится недоступным для людей и доступным для энергии (костюм отделяет его от людей и придает ему сил «внезапно я почувствовал что у меня есть яйца!») Стирает свою личную историю.

Любопытно, что в финале авторы безжалостны к своему герою, они не награждают его никакими подарками и бонусами, а снова возвращают к прежнему прозябанию, но у него появился опыт, он узнал, что может быть другим.

Алим Велитов