Comic Con Russia — 2

Comic Con Russia — 2

Весной 2014 года Макс Маслов, директор фестиваля «Игромир»,  предложил мне принять участие в организации отдельных активностей на новом комикс-фестивале. Речь шла о комикс-ярмарке и визитах иностранных гостей. Сначала планировалось привезти две-три звезды из мира комиксов, но потом мы решили не рисковать и для первого раза ограничиться одной персоной. Ею стал всем известный Дэвид Ллойд, автор «V — значит вендетта».

В нынешнем, 2015 году мы открываем на «Комик Коне» новый формат — «Аллея авторов», и также устраиваем «Ярмарку КомМиссии», в которой примут участие лучшие российские торговцы комиксами и сопутствующими товарами.

Лично мне показалась многообещающей идея сделать «КомМиссию» и «Комик Кон» фестивалями-партнерами. Где «КомМиссия» — форум для поиска молодых талантов, площадка для дискуссий профессионалов и встреч с интересными иностранными гостями, которые могут открыть что-то новое нашим комиксистам. А «Комик Кон» — уже исключительно коммерческий конвент, где главный посетитель — обычный молодой человек, гик. И здесь мы уже не тестируем новые идеи, а представляем готовый продукт и «зажигаем звёзды».

В разговоре с Максом, который я предлагаю вниманию читателей ХЧ, мне хотелось раскрыть некоторые подробности, связанные с «Комик Коном» и сотрудничеством двух фестивалей.

maslov

Хроники Чедрика: В 2015 году «Комик Кон» состоится с 1 по 4 октября в «Крокус-Экспо» (павильон №1). Два зала будут отданы под «Комик Кон», а один, самый большой, как и в прошлом году — под «Игромир». Расскажи, пожалуйста, как вообще возникла идея «Комик Кона»?

Максим Маслов: Ну, идея, конечно, не «Комик Кона» как такового, этот формат придумали 45 лет назад в США :) Но в 2008 году так случилось, что мы поработали с компанией Disney. Они тогда выпускали игру, гонки на квадроциклах, и устроили отличное шоу на «Игромире». Мы с ними сидели, обсуждали итоги, и пошел разговор о дальнейшем сотрудничестве. И ребята из Disney тогда сказали – эх, был бы Comic Con в России, в рамках такого конвента можно реализовать кучу классных идей, и вообще это грандиозное мероприятие, его бы в нашей стране провести… Мы естественно начали эту тему, что называется, «копать». Потом грянул кризис, потом у нас завертелся переезд «Игромира» в Крокус Экспо, в общем, идею отложили.

Вернулись к ней уже в 2013-м году, когда «Игромир» совсем вырос, и появились новые возможности, и новые партнеры – помимо Disney, которые сразу нас безоговорочно поддержали, нам очень помогли ребята из Nintendo, которые сразу поверили в идею «Комик Кона». В общем, пять лет мы к этому шли.

ХЧ: А теперь давай немного истории: когда и с чего начинался «Игромир»?

ММ: В 2005 году, на третьей по счету Конференции Разработчиков Игр (КРИ), которой мы тогда занимались, случилась забавная штука – на одном из стендов компания Geleos устроила шоу со стриптизом. То есть, такое вроде деловое мероприятие, конференция, доклады, обмен опытом с одной стороны – и стриптиз, диджей, громкая музыка, профессиональный свет и т.п. с другой. Мы тогда поняли, что индустрия-то по сути уже готова показать свои достижения в рамках большой выставки. Пообщались с ведущими издателями, разработчиками – поддержали все (правда, до последнего многие сомневались, что получится сразу сделать большую выставку). Закончили КРИ и вперёд — чуть больше года подготовки, и в 2006-м году в ноябре появился «Игромир».

ХЧ: А что собой представляла КРИ, из которой «вырос» «Игромир»?

ММ: Это конференция, которой мы занимались с 2003 года, которая, по нашей задумке, должна была объединять всех разработчиков игр, давать им возможность встретиться на одном большом форуме, обсудить все проблемы, обменяться опытом, набрать новые связи… В общем, такое специализированное мероприятие, которое объединяло бы всех, кто в индустрии работает. «Игромир», по сути, вырос из конференции, когда участникам индустрии стало тесно в рамках специализированного мероприятия для специалистов, и они с нашей помощью «вышли на свет».

КРИ

Фотографии с первой КРИ, которая проходила в марте 2003 г. в здании МГУ им. М.В. Ломоносова.

КРИ КРИ КРИ КРИ КРИ

ХЧ: Кто были организаторы «Игромира»?

ММ: Та же команда, что изначально занималась КРИ. Естественно, как и в случае с КРИ, очень помогала вся индустрия – все компании, которым эта идея была близка, так или иначе приняли участие в создании первого «Игромира». За что им большое спасибо!

ХЧ: На какой площадке проходил первый «Игромир», как это выглядело и сколько было посетителей на первом конвенте?

ММ: Первые пять лет «Игромир» жил в 57-м павильоне ВДНХ, который рядом с ракетой. Выглядело всё это, в общем, соответствующе площадке – так или иначе, минимум на 50% уровень и впечатление от мероприятия создает площадка, на которой оно проходит. То есть, грубо — если, например, ты делаешь концерт-«квартирник», то что бы ты не делал, мероприятия уровня «Олимпийского» у тебя не выйдет, как ни старайся. Поскольку 57 павильон был уже довольно старым и не особо презентабельным – ну, ты можешь себе представить, — выставку уровня Gamescom или E3 там было не сделать, хотя мы очень старались и делали всё возможное. В первый год к нам пришло порядка 26 тысяч человек, что было очень круто – все ожидали 10-15 тысяч, никак не больше.

Очередь на первый "Игромир" в ноябре 2006 г. Фото DarkOsa

Очередь на первый «Игромир» в ноябре 2006 г. Фото DarkOsa

Вид на стенды "Игромира-2006". Фото DarkOsa

Вид на стенды «Игромира-2006». Фото DarkOsa

ХЧ: Почему в 2015 году вы решили не устраивать КРИ?

ММ: Изначальная идея, с которой мы делали КРИ, к этому году себя фактически исчерпала. Да что там – и в прошлом году, в 2014-м, это было понятно. Игровая индустрия радикально изменилась по сравнению с «золотым временем» КРИ – 2004-2007 годами. Изменился состав участников индустрии, изменились их запросы и потребности, в общем – реально, изменилось практически всё. А парадигма, в рамках которой существовала и развивалась КРИ – она долгое время оставалась неизменной, поэтому логично, что рано или поздно интерес к конференции со стороны индустрии значительно сократился. Последние пару лет мы тянули её из романтических каких-то соображений, жалко было бросать то, чем занимались 11 лет. В итоге пришлось всё же отказаться от проведения КРИ, но это жизнь, так бывает. Зато появились другие замечательные профильные мероприятия: DevGAMM, White Nights/Winter Nights, LiveMobile! и так далее.

photo from Ferra.ru

«Комик Кон / Игромир» 2014, фото: Ferra.ru

ХЧ: В прошлом году «Комик Кон» занимал только один зал, где основными комикконосвкими активностями были «Ярмарка КомМиссии», стенды BUBBLE и «Звёздных войн», несколько стендов с игрушками и площадка стимпанка, которую собрал Зеро… Не слишком ли это амбициозно, уже во второй год отдавать под «Комик Кон» сразу два зала?

ММ: Ты помнишь, что даже в рамках одного зала «Комик Кону» уже было тесно. Проходы ломились от людей, тем кто торговал – было жутко тесно и неудобно, и так далее. Не говоря уже о сцене и тому ажиотажу, который вызвал Миша Коллинз. Это логичное решение – в этом году и стендов будет больше, и торговая зона в итоге больше раза в три и разнесена по двум залам, и две сцены вместо одной, и три артиста вместо одного. Два зала мы займём и ещё мало будет, это понятно уже сейчас.

"Комик Кон 2014", фото: lareina.livejournal.com

«Комик Кон 2014», фото: lareina.livejournal.com

ХЧ: В прошлом году ты планировал делать второй «Комик Кон» отдельно от «Игромира». Почему эта задумка не реализовалась?

ММ: Пока не в том состоянии наша экономика в стране в целом, и развлекательная индустрия в частности. Сделать что-то большое и грандиозное в рамках отдельного «Комик Кона» пока не получается. Банально, с начала кризиса гонорары, например, артистам выросли просто вдвое. Авиабилеты, гостиницы – тоже. Это просто экономически пока невозможно. А сворачиваться до уровня локального такого косплей-фестиваля – ну какой смысл? Это значит просто надругаться над форматом Comic Con, и названием.

ХЧ: Аренда залов в «Крокус-Экспо» стоит огромных денег. Очевидно, что сборы за аренду площадей, если и покрывают ваши вложения, то не на много. А ведь есть и масса других трат, организация, как ты говоришь, одних только визитов киноактеров чего стоит! На чём зарабатывает фестиваль? И что в принципе «делает кассу» на «Комик Коне»?

Стенд "Звёздных войн", фото: Даниил Кальченко (dak.mmforce.net)

Стенд «Звёздных войн», фото: Даниил Кальченко (dak.mmforce.net)

ММ: Фестиваль сам по себе пока не зарабатывает – поскольку он сейчас живет одновременно с «Игромиром», именно их соседство сейчас и делает возможным создание такого большого ивента. То есть, правильнее говорить, что есть сейчас вот такой большой «ИгроМир/Комик Кон», вот на него мы тратим, на нём пытаемся зарабатывать. Отдельно, как я уже сказал, сделать «Комик Кон» — пока нереалистичная задача.

ХЧ: В прошлом году из-за Миши Коллинза фанатичные девушки рвали друг дружке волосы за право обладания браслетом на автограф-сессию и ходили по залам с табличками, на которых были написаны предложения о неприличных услугах взамен на те же самые браслеты. Какие выводы вы сделали из этого опыта?

ММ: Опыт был колоссальный, это правда. Мы ориентировались на Comic Con Chicago (или C2E2) при создании первого «Комик Кона» в России – выяснилось, что всё надо делать не так, и уроки мы усвоили. Это касается и выбора артистов, и организации автограф- и фото-сессий, и их выступлений на сцене — всего. О деталях рассказывать долго и там в основном технические какие-то вещи. Кстати, посмотрел в этом году как это сделано в Сан-Диего на Comic Con International – очень удивился. Например чтобы взять автограф у заметного какого-то артиста, нужно поехать в 7 утра в какой-то отель на отшибе, отстоять там очередь 3 часа минимум (при том что многие фанаты занимают очередь с вечера, и буквально живут у входа в этот отель). В этом отеле раздают спецталоны на другую очередь. Если отстоял – берёшь этот спецталон, едешь с ним на «Комик Кон», стоишь ещё одну гигантскую очередь, и если повезёт, покупаешь за 50+ долларов билет на автограф-сессию, и идёшь стоять уже финальную очередь на эту сессию. На мой взгляд, это какое-то издевательство над людьми.

_DSC0613

«Чук и Гик» на «Ярмарке КомМиссии»

ХЧ: Да уж… Кстати, вспоминаю, как мы с ребятами боролись за порядок в очереди к Дэвиду Ллойду. Как теперь на «Комик Коне» будет организована зона автограф-сессий?

ММ: К артистам – по билетам, билеты отдельные на каждую сессию, можно купить заранее на сайте, или выиграть в конкурсах на сцене. К художникам – там ажиотаж сильно меньше, выгородим перед ними место, чтобы огранизованно подходили и всё.

ХЧ: Расскажи подробнее о звёздах кино, которых удалось привезти на «Комик Кон» в этот раз. И как изменится система получения браслетов на автограф-сессии киноактёров?

Дэвид Ллойд на "Комик Коне - 2014"

Дэвид Ллойд на «Комик Коне — 2014»

ММ: Саммер ГлауСветлячок», «Терминатор»), Альфи Аллен (Теон Грейджой из «Игры Престолов») и секс-символ гик-культуры Тришия Хелфер, которая сыграла роль Шестёрки в сериале Battlestar Galactica.

В этом году всё сложнее, как ни странно, чем в прошлом году. Мы думали, мол, всё, провели один раз, получили какие-то публикации в Guardian и Hollywood Reporter – теперь-то уж всё быстрее пойдёт, всё-таки мы будем опираться на уже проведённое мероприятие. Оказалось нет – мы больше 10 месяцев потратили, убили кучу времени, а процесс согласования артистов и всего прочего только сложнее стал и дольше.

Система изменится – как я уже сказал, билеты на автограф- и фото-сессии теперь можно либо купить заранее на сайте, либо выиграть в конкурсах на мероприятии. Раздавать их не будем.

ХЧ: Будут ли какие-то предпремьерные показы? И как на них попасть?

ММ: Будут. На днях объявим, сейчас решаем с прокатчиками последние детали. Скорее всего, это будет как всегда на всех «Комик Конах» – в порядке живой очереди.

DSC_7920ХЧ: Какие события на «Комик Коне» ты сам для себя считаешь наиболее интересными?

ММ: Мне, по понятным причинам, интереснее всего, чтобы мероприятие в целом прошло удачно и без эксцессов, а посетители и участники остались довольны. Об этом, наверное, лучше спрашивать у посетителей – чего они ждут больше всего.

ХЧ: Как ты оцениваешь сотрудничество с «КомМиссией»? И какими ты видишь перспективы нашего взаимодействия?

ММ: Я лично очень рад сотрудничеству – на мой взгляд, лучше дружить и делать что-то большое вместе, чем сидеть каждый в своём каком-то углу и злобно считать всех вокруг конкурентами. То, что у нас получается работать вместе – это очень здорово, в будущем хотелось бы больше комиксов, больше авторов на «Комик Коне». Но я понимаю, что это зависит не от «КомМиссии» даже, а от состояния индустрии комиксов. Что ж, это одна из наших целей – чтобы люди больше читали комиксы, больше покупали их.

ХЧ: Кстати, наверняка ты следишь за другими отечественными фестивалями. Как тебе кажется, есть ли сегодня конкуренты в твоём сегменте фестивального бизнеса?

ММ: Мы такими категориями не оцениваем – на наш взгляд, ещё столько возможностей для организации мероприятий в тематике поп-культуры, что конкурентов как таковых у нас нет и не будет ещё долго. Только друзья, коллеги, партнеры. Посмотрите на США – там в каждом городе в течение года несколько конвентов, одних мероприятий с названием Comic Con там 14, насколько я помню. Не говоря уже о всяких Wondercon и конвентах более локальных. И все прекрасно дружат, делают вместе большое дело. Уверен, что в нашей стране надо так же.

Официальный сайт фестиваля: comicconrussia.ru

Официальный сайт фестиваля: comicconrussia.ru

ХЧ: Какой из мировых комикс-конвентов ты сегодня считаешь образцом для Comic Con Russia?

ММ: Конечно, Comic Con International в Сан-Диего. Это то, с чего всёе началось. Мне повезло побывать там в этом году, это, конечно, фантастика! То, что делаем мы, это, наверное, меньше 1% от того, что делают они. Гигантский праздник масштабов целого города, сравнимый, наверное, только с карнавалом в Рио-де-Жанейро.

ХЧ: Ну и последний вопрос: какой из дней «Комик Кона» ты посоветуешь посетить тем, кто хочет получить максимум удовольствия, но избежать столпотворений и давки?

ММ: Любой кроме четверга. Четверг, 1 октября, больше для специалистов и прессы, а в остальные дни в этом году планируется одинаковое количество посетителей: потому что желающих попасть на конвент очень много, а количество билетов ограничено, чтобы не допустить давки. И мы ожидаем, что все билеты к началу мероприятия будут проданы.

Сентябрь 2015