30 апреля 2009: Открытие с двойным дном

Московский фестиваль КомМиссия проходит в восьмой раз. В этом году он разместился на нескольких выставочных площадках: Винзавод, М’АРС, кафе БИЛИНГВА, экспозиция на Гоголевском бульваре… Открытие фестиваля было запланировано на 30 апреля, 18.00, в центре современного искусства «Винзавод».


Публика начала стекаться на Винзавод уже с пяти часов вечера. Несмотря на известные в комиксистских кругах скептические настроения, публики собралось много, и среди присутствовавших мелькали уже знакомые лица художников.

Об экспозиции. Под выставочное пространство для фестиваля было отведено несколько залов: Цех белого, Цех красного (подвал под Цехом белого) и Бродильный цех. В числе раздаточного материала для посетителей подробной карты экспозиции не было, поэтому публика порой и не подозревала, что экспозиция продолжается в Бродильном цехе, а многие — поскольку были здесь впервые — о существовании Бродильного и не догадывались вовсе.

Цех белого
Цех красного (подвал)

Что касается работ, висевших на стенах, то в их расположении, вероятно была определённая система. Но тем непосвящённым в организационный замысел, коих на открытии было большинство, эта система оказалась не достаточно ясной. Дело в том, что стенды гостей фестиваля и стенды участников не были чётко рубрицированы, из-за этого посетители не всегда могли понять, гости это или участники фестиваля. И это создало ощущение хаоса и некоторой неупорядоченности.

Выставочные стенды участников также имели свою особенность. Имена авторов и краткая информация о них были аккуратно завёрстаны в пространство стенда. Понятно, что, желая избежать конфуза с несоответствием этикеток и стендов, организаторы решили сразу объединить выставочный материал с так называемым справочным аппаратом. Своего они, конечно, добились, но в итоге два вида информации слились в нечто единое и таким образом создали большую сложность для восприятия. Стенды напоминали готовые страницы для каталога или журнала, и только потом — выставочные стенды.

Атмосфера. Всё было весело, дружелюбно и позитивно. Здесь почти не было грустных взглядов. Да и случайных людей здесь, пожалуй, тоже почти не было. Известные комиксисты ходили в окружении поклонников и поклонниц, остальные тоже кучковались. Практически все, пришедшие на открытие, — жж-юзеры. КомМиссия стала отличным поводом для встречи со старыми жжшными френдами. А для многих из них фестиваль превратился уже в традиционный ежегодный сейшн, на котором все встречаются и знакомятся.

Алкоголя на мероприятии не было, банкетного стола — тоже. Автомат с напитками в Бродильном цехе барахлил, на улице было холодно, а выпивать в работающих на территории кафе — жаба душила: кризис же. Поэтому в тот вечер над Винзаводом царил дух трезвости.

Кстати, говоря об атмосфере, необходимо вспомнить и еще об одной примечательной особенности. Косплей. Да, практически за пару часов-дней до открытия была запущена информация, что посетители феста могут нарядиться в костюмы любимых персонажей комиксов, и лучшим из них будут вручены подарки. В общем, бал-маскарад — если по-русски. Правда сейчас это слово не популярно, а вот «косплей» — модно. Это маскарад, во время которого человек не только наряжается в одежду любимого персонажа комикса или манги (это понятие распространено преимущественно у отаку), но и всячески подражает поведению героя, играет в сценках по мотивам комикса и т.п.

Широкая публика не знала о косплее, поэтому костюмированные люди выглядели одиноко в толпе. Но они были! И радовали всех. Правда, был ли победитель, узнали немногие, потому что до конца мероприятия пробыли не все.

Открытие. Его долго ждали. Случилось оно не в 18.00, как было обещано, а где-то в районе 20.00. Но, учитывая, что среди присутствовавших оказались и такие, кто опоздал к шести, конфуза особого, пожалуй, не случилось.

Открытие состояло из пары общих фраз о новом фестивале — их в напряженной борьбе с ненастроенным микрофоном произнёс Хихус.Также с приветственным словом выступили Джованни Руссо, директор Фестиваля «Лукка Комикс энд Геймс», и представительница администрации Винзавода (на фото — вверху справа).

А теперь самое интересное: это было ненастоящее открытие. Вернее, настоящее, но не до конца. Главное или Вип-открытие должно было состояться на следующий день в М’АРСе, в восемь вечера.

Мне посчастливилось побывать на другой день и там. Почти до самого момента открытия шёл процесс монтирования стендов, в котором принимал участие и сам директор фестиваля Хихус. На стенах висело много непонятных работ. В смысле — где-то неясно, кто автор, где-то — участник это или гость фестиваля… Зато там было много прессы, гламурной ничего не понимающей молодёжи, и наличествовал безалкогольный буфет, в котором к моменту открытия почти ничего не осталось.

Примечательно, что презентация выставки питерского фестиваля комиксов БУМФЕСТ, проходила в это же самое время в кафе «Билингва» и должна была в 20.00 как раз заканчиваться… Но это уже совсем другая история…

Текст — Александр Кунин (chedr),
Фото — Олеся Ольгерд,
специально для журнала «Хроники Чедрика» #2’09