На следующий день после неофициального открытия, к полудню, интересующаяся публика начала стекаться на «Винзавод». В «Цехе белого» открывалась лекционная программа. А рядом, в «Гараже», согласно плану, размещенному на сайте фестиваля, должна была радовать глаз ярмарка комиксов.
Хотя на ярмарке можно было найти всё — от винтажных платьев, яркой бижутерии и бусин для дредов до хендмейдовских сумок и футболок, разрисованных забавными котами и человечками, комиксов там, как ни странно, не было.
Ребята, торговавшие комиксами, спрятались в подвальчике под «Цехом белого» (вероятно, про ярмарку им не сообщили – оно и понятно: на ярмарке места бесплатные, а в подвале – 500 руб. за полстола в день). На двух длинных лотках в подвале разместили свою продукцию издатели и книготорговцы. Среди них были: Ольга Рябова с ассортиментом французских комиксов от «Панглосса», Миша Miguel Иванов с американскими комиксами от своего интернет-магазина «Allcomics.ru», а также ребята из московского издательства «Гаятри» (LiveBook) со своей продукцией и сотрудники молодого украинского издательства «Искра-комикс» с крутейшим графическим романом в стиле нео-нуар «Азарт» (идея, сценарий – А.Пантелеев, А.Мамедов, художник – Р.Сурженко). Впрочем, сейчас мы о другом.
Так вот, на комикс-ярмарке в «Гараже» комиксов не было. Зато там была Лена Ужинова и её перформанс. Кто такая Лена Ужинова не знает, пожалуй, только ленивый и необразованный. Для всех любителей комиксов это имя прочно связано с редким для России жанром биографического комикса.
Заранее о перформансе, полагаю, никто не был предупреждён. Всё происходило очень стихийно и без привычной для официальной арт-Москвы понтоватой игры на публику.
Музы в чемодане |
Лена просто сидела на скамеечке и продавала муз.
Музы, как и положено, лежали кучкой в открытом чемодане на полу. Продажа шла по твёрдому курсу – тыща рублей за штуку. Ценник, чтоб его не сдуло ветром, был прижат пистолетом. Каким образом вооруженную художницу пропустили в «Гараж» — остаётся загадкой.
Важная деталь перформанса – картина.
Картина стояла на скамеечке. Перед ней, как перед портретом усопшей на девятый день, — два гранёных стакана, чёрный хлеб, порезанные на досточке огурчики, копченая колбаса и, конечно, бутылка водки.
Подойти и «помянуть» мог любой желающий.
Что же было изображено на картине?
Странная девочка (или не девочка) бежит по ночному городу не разбирая дороги. Чувство, под впечатлением которого она находится, так велико, что ужасы и опасности ночного города теряются на этом фоне. Пожалуй, любые опасности только тогда попадаются на нашем пути, когда мы к ним готовы и когда у нас есть на них время. У этой девочки ни на какие опасности времени не было, она вся, видимо, была занята своим одиночеством и нежеланием того будущего, которое рассветными лучами нагоняло её сзади…
− А я давно хотела продать эту картину, устала от неё. Стоит, пылится в шкафу… — отвечала Ужинова на вопрос, зачем решила продавать девочку.
Вообще, казалось, что художница решила немного посводить счёты с самой собой. А людное место было выбрано специально, чтоб можно было уединиться.
Но уединиться особо не удалось. Пришли друзья, стали развлекать художницу, строить догадки на счёт того, что всё это значит, и выпили всю водку, и съели всю еду. Для этого ведь друзья и нужны, чтоб не оставлять в одиночестве и развеивать всякие ненужные мысли.
Конечно, у Лены были свои замыслы по поводу перформанса, но одна идея во всём этом прослеживалась чётко: художник-комиксист — это прежде всего художник! А если ты не художник, то какой же ты в баню художник-комиксист?!
Что же касается праздной публики, то она, как и положено, праздно шаталась по ярмарке с умным видом, без особых идей в голове и денег в карманах.
Репортаж-зарисовка-с-натуры
текст − А.Кунина (chedr)
фотки − Юли Тимошенко (elizavetazima) и Олеси Ольгерд
Хроники Чедрика #2’09