И вот, спрашивается, когда молодой ещё Бог
Е. Ужинова «Хочу»
Так или иначе, с этим жанром сталкивается в России почти каждый комиксист. Но не для всякого он становится центральным в творчестве. Да и для тех немногих автобиография служит, скорее, особым художественным оружием. Есть такие художники, как. Николай Маслов, обращающиеся к нему в стремлении создать глобальную картину мира, эпохальную историю, а есть и другие значительные художники, использующие этот жанр в иных, неожиданных целях.
|
Лена Ужинова – нонсенс. Её истории не претендуют на всеохватность. Они ориентированы даже не на толпу, а на одного конкретного читателя из среды знакомых. И в этом их изюминка. Читая комиксы Ужиновой, как будто подслушиваешь чужой разговор. Он оттого и притягателен, что кажется чем-то личным, интимным, что слышать вроде бы и не следовало. Это короткие чувственные истории, графические новеллы и зарисовки, где самое главное, пожалуй, не интрига сюжета, а чувство, пойманная врасплох эмоция.
Кажется, что для Ужиновой комикс важен не как эстетическое явление, а как фрагмент жизни, зафиксированное размышление, анализ пройденного пути. Иногда это «комиксы навзрыд», иногда – язвительные уколы. Но в любом случае это безжалостная правда.
Наше знакомство с художницей произошло в 2008 году на питерском фестивале комиксов. Предлагаемый здесь текст собран из нескольких встреч с художником, включая и фрагменты её выступления на «БУМФЕСТе», и разговоры у Лены в гостях, и фразы, пойманные при встрече на «КомМиссии-2009»… Создавая этот материал, нам было важно восстановить атмосферу живого общения с Леной. Атмосферу доверительной, интимной беседы.
Лена Ужинова: от себя
К комиксам я имею очень незначительное отношение, и заключается оно в том, что я их рисую. То есть, я даже не помню имена авторов, даже самых любимых, которые стоят у меня на полках, иногда даже не могу сказать, чем они мне так понравились. Они стоят там, они любимые – и всё.
Причём иногда мне нравятся плохие вещи.
Поэтому в жюри мне было очень трудно. (Речь идёт об участии в жюри на фестивале БУМФЕСТ в 2008 г. – Прим. ред.) Например, там были такие вещи, когда и Тищенков, и Маша, и другие ребята восхищались: вот, тут есть и история, и раскрашено всё здорово, и всё остальное… Но скучно же! А там, где накалякано… Например, историю китайца я читала раз пять, потому что не сразу поняла, о чём это. Но с каждым разом меня эта история заинтересовывала всё больше. (Автор этой работы – Li-chin LIN из Тайваня. – Прим. ред.)
Строгое жюри: Олег Тищенков,Маша Заборовская,Лена Ужинова и Намида |
Разговор в гостях
Хроники Чедрика: В интернете и печатных СМИ о Вас почти нет никакой информации. Ну, только связанная с первым и вторым БУМФЕСТом. Это потому, что Вы «человек-в-себе» и Вам не интересно особо пиариться?
Лена Ужинова: Ну, да. Наверное… Нет, однажды я что-то набубнила в журнал «ВО!». То есть, набубнила-то я много, а напечатали что-то, даже не помню, что…
«ВО!» – молодёжный журнал Восточного Административного округа Москвы (Надя Имра сосватала сразу после «КомМиссии»). «Географию» напечатали, хотя я думала – их новенькое заинтересовало. Новенькое тогда было – «Связь», история про секс по телефону и космонавтов МТС.
ХЧ: Ещё удалось выяснить, что вы учились промышленной графике…
В нём, училище этом, ещё Акишин учился))) Чуть раньше меня года на три-четыре.
Жизнь во мгле (про хиппи) |
К моему художественному училищу эта мастерская отношения не имела никакого, но по распределению туда вполне себе можно было попасть. А я была распределена в какое-то жуткое место, Социально-конструкторское технологическое бюро (СКТБ). Нас туда пошло четыре человека, и делать там было совсем нечего.
Его главный герой – хиппи. Ну, я тогда была хиппи, правда не совсем уж такая хиппи, как другие… Мне было 20 лет, и в этом комиксе нарисована история, в чём-то основанная на моей тогда жизни. Человек ходит каждый день на работу, где всё типовое, и люди типовые. А ему, чтобы совпасть своими скромными габаритами с этим всем, приходится надевать какую-то робу и подкладывать стопочку книг, чтоб не болтались ноги, когда сидишь за столом. Делать на работе нечего, и все постоянно пьют чай. Поэтому их головы превращаются в чайники…
Продажа муз. КомМиссия-2009 |
ХЧ: Возвращаясь к теме образования… Мне известно как минимум несколько комиксистов, которые или учились, или хотели учиться в Полиграфе. Ну, наверное, потому, что комиксы – это чаще всего книги, а книжных художников у нас лучше всего именно в Полиграфе готовят…
Из серии про колобков |
(кликабельно) |
ХЧ: Видимо, это стало уже общим местом для московских художников – надо обязательно хоть раз поработать дворником или сторожем.
ЛУ: Да, причём мы с Пакиным (Бусыгина Лена, а Пакин – это кликуха, из Хармса)… мы с Пакиным, которая потом закончила Полиграф, решили стать дворниками на пару, и пошли по ЖЭКам, спрашивая, не нужны ли им дворники. А они такие хитрые! Они решили, что с бабами дело лучше не иметь. В общем, и нас никто не принял.
ХЧ: Первый комикс Вы нарисовали в 20 лет, но это был скорее порыв души, реакция на то, что окружало в те годы. А более серьёзное отношение к девятому искусству начало складываться ведь гораздо позже. Расскажите об этом подробнее.
ЛУ: Ну, в общем, да. Спустя восемь лет, году в 1995-м мы с родителями были в Париже. И там, в одном из книжных магазинов, я случайно наткнулась на книгу «Игра Леона» Николя де Кресси (De Crecy — Chomet «Leon La Came») за 110 франков. Она поразила меня, наверное, тем, как всё это было нарисовано. И тогда я вдруг осознала, что комиксы можно не только ЧИТАТЬ и СМОТРЕТЬ, их можно здорово РИСОВАТЬ. И это я тоже умею делать!
ХЧ: Возникает ещё один справедливый вопрос…
ЛУ: Чем же я занималась все эти восемь лет?
ХЧ: Ага.
ЛУ: Первая история (на уровне человека из каменного века) была сделана году в 1987-88. В 89-ом я всякой ерундой занималась, а в 90-ом решила поступить учиться на студию «Пилот».
Принесла свои картинки, и мне дали первое задание: чтобы я нарисовала им историю. Это была история про пуговицу. То есть с 1990 г. уже пошли раскадровки, какие-то такие придумки.
Потом, до 1995 г., рисовала для разных изданий. Например, для «Экспресс-газеты»…
ХЧ: То есть, для жёлтой прессы?
На БУМФЕСТе-2008. Чедрик, Тищенков, Ужинова |
Мы тогда с Ужиновым работали над мультфильмом «Жамэ». Работа была очень муторная, и надо было как-то отвлечься.
Но это где-то год девяносто четвёртый.
ХЧ: А с 95-го всё и понеслось…
ЛУ: Кстати, один из человеков, который помогал нам раскрашивать мультфильм, — его зовут Колесов Игорь, — принёс посмотреть комиксы одного дядьки, какого-то немецкого еврея, который про крыс всё писал…
ХЧ: Шпигельмана?
ЛУ: Да. Причём я не помню, с переводом там было или без. Но мне показалось это интересным. Истории ведь можно рассказывать не только словами.
ХЧ: Я ещё хотел поинтересоваться об одном вашем персонаже. Вот – Александр Сергеевич, он к Пушкину имеет какое-то отношение?
ЛУ: Хм, нет *смеётся*
ХЧ: Есть, например, комикс, где Александр Сергеевич просыпается, и день у него очень странно проходит. Расскажи о нём.
ЛУ: Это дело тут в другом. Я долгое время размышляла, и хотела написать историю про человека, который то ли шизофреник, то ли не шизофреник. У него своя какая-то жизнь, свои заморочки… На самом деле, у нас в училище был натурщиком какой-то дядька, его звали точно не так, как в комиксе, но он был, наверное, шизофреником – и постоянно рассказывал всем истории про шпионов, которых он заметил, или про какой-то цирк, который он купил… и, в общем, там тоже всё было с какой-то тайной. У него была своя жизнь, очень странная, и мне показалось интересным показать в комиксе вот это состояние ненормальности и видения чего-то большего, чем есть на самом деле. Началась писаться эта история с того, что я представила себе, как он просыпается и идёт на Большой каменный мост около Кремля, чтобы посмотреть на шествие слонов. Причём это должен был быть праздник, и почему-то 7 ноября. Серые такие улицы, дождик, красные флаги и толпы слонов. Но это осталось на уровне идеи. Правда, потом это пыталось проявиться в каких-то придумках про слона и красное. Мы с Ужиновым придумывали короткие истории для мультфильма …или всё же комикса. А с Александром Сергеевичем вообще много было задумок. Например, как он собирал радио, чтобы поговорить с инопланетянами…
Лена Ужинова: следы муз
Не знаю, как это получилось, у меня вещи многие созданы «под музой». И забавно, что от личности музы зависит и то, как это всё рисуется, и что.
The end (кликабельно) |
Голова моя пухла тогда от непонимания — почему любовь — это так хуёво. Тому нашлось объяснение – простое и человеческое – типа, мальчик замужем был, но скрывал. Но у меня выпухлость мозга достигла таких соображений, что времени нет, вернее оно не линейно. То есть то, что со мной произойдёт в будущем, уже лежит где-то во времени. И можно только предчувствовать, что бусины событий нанизаются именно так и так.
Проще не скажу.
ХОЧУ
(кликабельно) |
А это была правильная муза, поэтому любовь – правильная. Любовь, которая создаёт, открывает, которая приравнивается к Богу в своей созидательности. (Это пояснение для тех, кто не отрицает Бога. Для атеистов — История про то, как иногда полезно поехать отдохнуть на море.)
Падла. Хокку нах
|
Это реальная история про человека Юру, и про меня, и про мою горячо любимую подругу В…, которую я очень люблю, и за которую всегда идут бои. Умирают все. Но чувство юмора помогло мне выжить в этой истории.
Коллекция фетишиста
(кликабельно) |
|||||
Это я зубы ходила лечить. История НЕ автобиографическая. Но доктор реально мне показывал коллекцию вырванных зубов. Сначала история писалась как про любовь – и я даже рассказала её на единственном в своей жизни мастер-классе, произошедшем на БУМФЕСТе, но потом цинизм жизни меня вдарил так, что мало не покажется. В ответ на этот цинизм я выплеснула эту историю – как Жириновский стакан воды на Немцова. Вернее, как мог бы сделать Немцов – выплеснуть тоже на Жириновского, или в глаз дать))
ПТИЦЫ
(кликабельно) |
История из жизни, рассказанная на БУМФЕСТе
Где-то в Зеленоградске |
На БУМФЕСТе в 2007 г. |
Вот так родился комикс.
Статью подготовил А.Кунин,
специально для «ХЧ» #4’09
В статье использовны фотографии
Ю.Тимошенко, О.Ольгерд, А.Тупицына
1 thought on “Лена Ужинова: Разность случая”
Comments are closed.