Комикс-индустрия: чёрные пятна и белые дыры

No Comments

Уважаемые читатели наверняка интересуются, кто же занимается комиксами в нашей стране? В этой статье мы обзорно расскажем о разных аспектах комиксной жизни в России: кто комиксы рисует, кто читает и кто издаёт.


Интернет – территория свободы

Бытует мнение, что комиксы стали развиваться в России только в последние десятилетия, что раньше у нас на такую литературу был запрет и считалось, что они для детей только пригодны. Вероятно, так всё и было.
Одно можно сказать совершенно уверенно. Лишь в конце ХХ века в нашей стране сложилось профессиональное сообщество людей, придумывающих и читающих комиксы.

коммиссияСудьба этого сообщества не простая и ни на что не похожая.

Во-первых, если в Японии и США комиксы – продукт массовой культуры, то у нас это элитарное искусство. В основном рисованные истории читают, и вообще умеют их читать, и собирают люди интеллигентные и образованные.

Во-вторых, у нас существует «феномен первого выпуска». Когда вдруг возникает группа уверенных в своём будущем энтузиастов-комиксистов с каким-нибудь серьёзным проектом. Они много шумят и машут руками, в результате чего на свет появляется какой-нибудь журнал или комикс. А потом всё как-то резко затухает и весь энтузиазм рассасывается, вместе с затраченными на него средствами, как правило. Хотя, может, это не только в комиксах. Может, это вообще такая российская особенность…
Наконец, девяносто, а может, и все сто процентов любителей комиксов в нашей стране – преступники. Нет, они никого не убивали. Просто комиксы подчас можно найти только нелегальным путём: скачав нелицензионный контент с пиратского интернет-ресурса. Это нарушает авторские, а иногда и патентные права. Хостинг-провайдеры пытаются бороться с этим, отключая сайты, запрещая доступ к ресурсам. Но толку от этих мер совсем никакого нет. Скачав комикс, юзеры спешат поделиться файлом с братьями по увлечению, и выкладывают архивы на своих сайтах.
Основная-то проблема в другом: книжный рынок не удовлетворяет реальные потребности читателей. Где книги про сценарии в комиксах? Где рассказы про великих комиксмейкеров? Да и где сами работы этих великих? Нету. Или есть, но не известно где и как достать. К тому же, сложилась привычка: зачем покупать, если можно скачать бесплатно.
Интернет – территория свободы. Так это или нет – рассудит время. Но каким бы свободным интернет ни был, виртуальная среда не способна заменить живого общения с… комиксом.

Живое общение

Муха

Если двадцатый век в истории отечественного комикса – это клуб «КОМ», студия «Муха», журнал «Велес»… то начало века ХХI ознаменовалось для комиксной среды фестивалями, массовыми комикс-клубами, выставками, публичными мастер-классами и даже появлением специализированных издательств – в прошлом веке об этом только мечтали.

По сложившейся традиции центральным событием в жизни комикс-сообщества принято считать ежегодный московский фестиваль «КомМиссия».

Мероприятие включает в себя выставки работ отечественных и иностранных авторов, мастер-классы, лекции и выставки-продажи книг комиксов.

Фестиваль проходит в Москве, на известных выставочных площадках. Его аудитория – студенты, интеллигенция, художественный бомонд и просто люди, знающие, на что они идут.

С недавних пор альтернативу «КомМиссии» представляет другой международный фестиваль, санкт-петербургский БУМФЕСТ. Его выгодная особенность в том, что выставки длятся почти месяц, задействовано множество музеев, галерей и кафе, куда ходит самая разная публика, от академической до андеграундной и гламурной. КомМиссия также включает не одну выставочную площадку, но всюду одна и та же аудитория.

Правда, говорить о конкуренции между этими двумя фестивалями пока рано. Сейчас все понимают: комикс-среда не место для битв, здесь каждый энтузиаст на счету.

коммиссия

«КомМиссия» и БУМФЕСТ нацелены почти исключительно на европейские комиксы. Как ни парадоксально, американские и азиатские авторы графической литературы на этих фестивалях почти не представлены. Да и вообще, в России пока не проводится никаких мероприятий, посвящённых азиатским и американским комиксам, несмотря на всю их популярность. Единственное исключение – анимэ-фестивали («Анимэ-бриз», ANI.MA.U в Уфе и прочие), где разношерстные отаку (любители мультипликационных фильмов анимэ) могут приобрести манга-продукцию отечественных издательств. Там же иногда происходят, в числе прочих мероприятий, презентации новых переводных манга-изданий.

В Японии анимэ как правило вторично по отношению к манге. Там сначала возникает культовая манга, а потом на её основе создаётся мультфильм. У нас – всё наоборот. Люди приходят на зрелищное анимэ, а потом, между делом, обращают внимание на скромную мангу.

А вот выставки отечественных комиксов организуются и сами по себе, без связи с фестивалями. Но они имеют случайный характер и нигде эти события особенно не фиксируются. Исключением, пожалуй, является московский «Комикс Underground».

комикс-андеграундПо словам Тани О, одного из организаторов и бессменных руководителей проекта, «Комикс Underground» — мероприятие, идея которого возникла спонтанно, на одной московской кухне, одним осенним вечером. Первая выставка прошла в декабре 2005 года, в помещении творческой мастерской «У Дивления». Организаторами первых выставок, которые проходили в атмосфере легкого балаганчика и непринужденного творческого общения, выступили Таня О и Елизавета Абдулина (udivleniya).

Впоследствии мероприятие получило моральную поддержку со стороны художников-комиксистов и завоевало народную любовь, в частности, благодаря тому, что на второй день выставки обычно проводится веселый и демократичный аукцион работ — принты с комиксами снимаются прямо со стен, под улюлюканье довольной толпы.

«Комикс Underground» — проект теперь не только московский. В 2007 году выставка успешно съездила в Питер (при помощи А.Роганова и фестиваля БУМФЕСТ), где были презентованы «Вагонные байки» — рисованные истории, придуманные или рассказанные в вагоне поезда случайными попутчиками. Предыдущие выставки также имели каждая свою тематику: «Первые Раскопки», «Непоследние Герои», «Проект 36» (в сотрудничестве с С.Репьевым).

Последний комиксный балаганчик сотрясал стены Центра современного искусства им.Зверева совсем недавно — 23-24 января 2009 года, и носил гордое название «Затерянные во времени». Небольшая экспозиция была посвящена художникам и их персонажам.

Для тех, кто не смог увидеть работы участников прошедших выставок, в ближайшем будущем планируется открыть сайт мероприятия. А пока все обсуждения, в том числе и подготовительные к очередной выставке проходят в блоге.

По идее, участником выставки может стать любой комиксист, способный пройти художественную комиссию. Еще необходимо рассказать про современные клубы комиксистов. Если в прошлом веке было популярно готовить «смену» при крупных издательствах, и редакциях периодических изданий (как КОМ при «Вечерней Москве» или «Зелёная лампа» при «Крокодиле»), то в новом веке эта традиция почти полностью утрачена. И не удивительно, ведь большинство современных журналов и газет бессодержательны, им хватает поверхностных статеек, какие способен накрапать выпускник любого журфака, научившийся писать «под формат». Зато необходимость в профессиональных кружках никуда не делась. Правда желающим приходится самим организовывать свои встречи.

Сегодня в России существует два серьёзных комикс-клуба. Московский и питерский. Возникли они почти одновременно, в начале 2007 года. Встречи проходят ежемесячно. У каждого клуба уже есть своё постоянное место для встреч.

Правда в работе питерцев и москвичей существуют и свои различия. Московский клуб более академичный. Есть руководство (Михаил Хачатуров и Алим Велитов), продумывающее план встреч и подготавливающее лекционный материал, есть круг «мэтров», постоянно вступающих в диалог с лекторами, предлагая свои критические замечания, и есть аудитория слушателей, активных участников практической программы встречи.

Питерский клуб более демократичный. Среди ребят нет жесткой иерархии. Несмотря на то, что роли по организации работы клуба распределены, каждый может выступить со своими предложениями. Подробнее о работе каждого клуба мы расскажем в отдельной рубрике…

Комикс – это такая книга

Торгал. Лучники

Книги комиксов издавались и в советское время. Но тогда это имело скорее характер эксперимента, чем какой-то системы. Или просто не афишировалось, о чём именно идёт речь. А ещё комиксы публиковали на последних страницах журналов, если только это не «Весёлые картинки».

Кстати, довольно курьёзно на этом фоне выглядит появление в начале 2000-х Гильдии издателей комиксов!

В ХХI веке ситуация действительно немного изменилась. На отечественный книжный рынок пришли издательства с иностранной продукцией. Прежде всего, это представители американских и японских комикс-империй. Многие издательства и издательские группы с громкими названиями впоследствии просто растворились на отечественном рынке, поэтому мы не станем уделять им внимание, а расскажем только о действительно важных и заметных явлениях.

Европейские комиксы (BD, рисованные истории) пока не находят себе достойного читателя. В рамках «феномена первого выпуска» остаётся деятельность издательства «Нитусов», предложившего российскому читателю французские комиксы, издатательского дома GREEN CAT, выступившего с итальянскими рисованными историями. В немного более выгодном положении на этом фоне выглядит издательская деятельность книжного магазина Pangloss.

Издательство Евгения Нитусова появилось в 2002 году и в пределах ближайших двух лет открыло сразу шесть книжных серий: «Золотой город» Даниеля Пекера, «Торгал», «Питер Пен» Режи Луазеля и три отечественных проекта – «Сайт-о-Полис» (идея и графика – К.Комардина, сценарий – А.Аносовой), «Тайна белой волчицы» (Е.Щербинская, С.Гавриш) и «Лешики» (С.Курченко, О.Козловская).

Как-то в телефонном разговоре Евгений сказал: «Когда мы запустили издательство, хотелось дать нашей молодёжи хорошие, качественные европейские комиксы». Однако бума на опубликованные работы не случилось, а издательство, чтобы выжить, переключилось на продвижение комикс-культуры другими способами. Они стали заниматься коммерческими комиксами, мультимедийными проектами и тому подобным.

TEX

GREEN CAT – омское издательство. Его директор Онур Башарслан – архитектор, но итальянские комиксы увлекали его с детства. За годы жизни он собрал большую коллекцию. В кратком релизе на официальном сайте «Грин Кэт» так объясняется предыстория издательского проекта: «Начав профессиональную деятельность в России, Онур с удивлением обнаружил, что наша читающая публика не знакома с богатой и разнообразной культурой европейского комикса. Естественно, ему захотелось устранить это недоразумение и дать российским читателям возможность влиться в ряды любителей комиксов всего мира. В 2006 году начались переговоры с крупнейшими итальянскими издателями комиксов – Sergio Bonelli Editore, Epierre, Astorina, а также компанией SAF-Comics, владеющей правами на некоторые серии. Результатом переговоров стало заключение соглашения об издании на русском языке целого ряда комиксов издательским домом «Грин Кэт».

В 2007 году «Грин Кэт» выпустил в свет четыре серии комиксов издательства Sergio Bonelli Editore. Это научная фантастика «Мартин Мистери«, вестерн «Текс«, детектив в жанре хоррор «Дилан Дог«, приключенческий роман «Мистер Но«».

В первые годы своего существования издательство проводило активную миссионерскую работу: в Омске прошло несколько выставок и прочих мероприятий, в поддержку комикс-культуры. Жаль, но продолжения заявленных четырёх комикс-серий пока нет.

Улица Мира

Ещё одно многообещающее издательство – питерское «Комильфо». Из достойных комикс-проектов можно отметить сборник работ участников санкт-петербургского комикс-клуба, книгу «Улица Мира» юных волгоградских художниц, работающих под псевдонимом KOmixSISTERS. Также издательство участвует в публикации уфимского сборника «Манга-кафе».

Издательство Pangloss-Books при московском книжном магазине Pangloss тоже издаёт европейские комиксы. Так они выпустили книгу с приключениями знаменитых Астерикса и Обеликса, «Нику» известного московского комиксиста Богдана

Тут важно отметить, что Pangloss – книжный магазин французской литературы. Его основная задача – обеспечить читателей пособиями для изучения французского языка, снабдить франкоязычных жителей Москвы (гости из-за рубежа различные, студенты и туристы) литературой на их родном языке. Не удивительно, что в магазине целых три стеллажа уставлены книгами рисованных историй. Ведь во Франции, как и во многих других странах Европы, комиксы – популярнейшее чтиво. К тому же комиксы способствуют быстрому и лёгкому изучению языка.

Ника

Репертуар комиксной литературы формирует Михаил Хачатуров, уже известный нам как руководитель и лектор московского комикс-клуба, который, кстати, в этом магазине и проводит свои встречи раз в месяц. Отечественные комиксы тоже продаются в Pangloss’е.

Так как издательская деятельность – не основная, то время от времени директор магазина, Ольга Рябова, может порадовать российского читателя каким-нибудь книгоиздательским изыском.
Американские комиксы и манга представлены в России больше, чем европейские. В эту нишу книжного рынка ринулись почти все крупные издательства, а так как в большинстве случаев производство книг для этих издателей – простое зарабатывание денег, то говорить о качестве их книг очень непросто. Но это тема отдельного разговора.

Если АСТ не придерживается какой-то очевидной системы в комиксоиздании (так комикс «Особо опасен» был выпущен к премьере одноименного фильма, а работы Энки Билала вообще как-то беспочвенно издались и больше ни слуха, ни духа – где продолжение? Единственное – издательство систематически помогает «Фабрике комиксов» в подготовке оригинал-макетов книг комиксов), то «Эксмо» и «Олма-пресс» прорабатывают свою политику серьёзнее.

Бетмен

«Олма-пресс» выступала в сотрудничестве с питерским издательством «Прайм-Еврознак». С 2003 по 2005 годы издательство выпустило на суд читателей тиражами от 5 тысяч экземпляров такие знаменитые комикс-серии, как «Терминатор», «Чужие», «Шрек», «Хеллбой», «Женщина-кошка», «Маска», «Спецназ «ФемФорс», «Чудо-женщина», «Бэтмен», «Уоллес и Громит». Тиражи этих книг до сих пор в продаже.

«Эксмо» выбрало мангу. В 2008 году оно приняло участие в создании издательства «Комикс-Арт» и под этой маркой выпускает графическую литературу. Безусловный триумф этого проекта – выпуск манги «Тетради смерти». Другие книги издательства («Принцесса Аи», «Сновидения»…) также заслуживают внимания.

Большую часть своего репертуара посвящает комиксам и транснациональный гигант издательство «Эгмонт». Отделения издательства есть во всех крупных европейских странах. Но в каждой – своя репертуарная политика. Если в Германии или Болгарии преимущество отдаётся публикации манги для разных школьных возрастов, то «Эгмонт-Россия» ориентируется на младший и, немного, на средний школьный возраст. Среди всевозможных детских книжек с картинками и раскрасок есть блок журналов комиксов. Например, «Шрек и его друзья», «Том и Джерри», «Микки Маус», «W.I.T.C.H. Чародейки»…. Пожалуй, это единственное в современной России издательство, выпускающее комиксы стотысячными тиражами. Хотя нет, есть у него соперник – ИД «Комикс»!

Человек-паук

Издательский дом «Комикс» выпускает на отечественный рынок «Симпсонов» и многочисленные серии вселенной «Марвел-комикс» — «Марвел: команда», «Люди-Х», «Человек-паук» и прочие. В среднем тиражи журналов этого издательства – 500 000 экземпляров!

Важно отметить и комиксную деятельность санкт-перербургского издательства «Амфора». Вот уж действительно: лучше издавать немного, но качественно, чем много и что попало! Репертуар «Амфоры» специфичен тем, что важное место в нём занимают книги-антиутопии. Серия «Графический роман» нисколько не противоречит этой специфике. В рамках этой серии были выпущены шедевры мирового комикса: «Город грехов» Фрэнка Миллера, «Хранители» и «V значит вендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда.

С конца 1990-х особенно популярна в России манга и вообще культура азиатских графических изданий. Манга – специфический термин, которым принято называть японские комиксы. Издательство «Сакура-пресс» официально заявляет, что манга – это графическая японская литература, созданная непременно адептами японской культуры, то есть – японцами. Всё остальное (например, сделанные «под мангу» работы европейских или американских авторов, широко издаваемые сейчас и в России) к манге отношения не имеет, а выражения «русская манга» или «в стиле манги» в принципе неверные.

Однако, законы русского языка нельзя регулировать вручную. Вероятно, в скором будущем словом «манга» будут обозначать любое произведение, созданное в стилистике работ японских мангак. Ведь уже сейчас распространено называть, например, манхву корейской мангой.
Выпуском азиатских комиксов в нашей стране занимаются, кроме указанных, сразу несколько издательств: екатеринбургская «Фабрика комиксов», московские «Сакура-пресс», «Пальма-пресс» и совсем молодые московские издательства «CG Пресс» (основано в 2008 году, на счету пока только две книжки: «Чумовой курьер Банья» и «XS») и «Истари-комикс». Ещё одно молодое издательство – «Маглатроникс», нацелено на издание «русской манги»! Среди мангак, авторов этого издательства, – только молодые отечественные художники и сценаристы.

Ангелы войныСуществуют в России и пиратские, нелегальные издательства манги. Но о них мы пока говорить не будем. Что касается характера выпускаемой манги, то это литература преимущественно со знаком «14+» или даже «16+». Правда, книготорговцы не часто обращают внимание на эти возрастные рекомендации. Поэтому если вы решили купить мангу, ищите её в отделе литературы для самых маленьких.

Основные сюжеты переводимой на русский язык манги – любовные истории между мальчиками (яой) – в Японии это литература почти исключительно для девочек и женщин, — или вообще любовные истории разного уровня сложности (сёдзё, сёнен, сёнен-ай и т.п.). кроме того – фантастические истории со сценами насилия, кровавыми бойнями («Яростная месть» от «Пальма-пресс», «Королевская битва» от «Сакура-пресс», «Зеро. Нулевой образец», «Ангелы войны» от «Фабрики комиксов» и многие другие) или откровенными сценами.

Тут надо отметить, азиатская графическая литература за неполный век своего существования уже настолько развита, что оставляет далеко позади и европейскую, и американскую комикс-культуры вместе взятые! Кроме любовных романов в манге есть исторические, социальные, филосовские художественные произведения, ни чуть не уступающие по глубине мысли привычным для европейца книгам. Но пока всё это остаётся неведомым массовому отечественному читателю. Почему? Ответ есть. И не один. Причина в том, что или публика не готова к серьёзной манге; или издатели не достаточно образованы в том, чем занимаются; но скорее всего – издатели боятся рисковать, ведь запускать нечто новое всегда опасно. Страх прогореть – непременная часть любой индустрии.

Комикс-индустрия – что это такое?

В общем всё, о чём было сказано выше, — и есть комикс-индустрия. Она держится на том, что кто-то комиксы рисует, кто-то читает и кто-то издаёт.

Выражаясь схематично, чтобы все были счастливы, должна бесперебойно функционировать такая цепочка отношений в мире любителей комиксов:

1. Авторские интернет-ресурсы
— площадки в сети, где художники и сценаристы могут размещать своё портфолио и общаться с поклонниками своего творчества;
2. выставки и фестивали
— здесь проводятся игры, конкурсы, мастер-классы, лекции, выставки и презентации новых книг, общение авторов с читателями и потенциальными издателями, а также с коммерческими заказчиками;
3. Специализированные издательства и отделы графической литературы при крупных разнопрофильных издательствах
— здесь планируются и издаются книги для разных групп читателей: по интересам и по возрастам;
4. Специальные торговые точки и отделы в книжных магазинах
— комиксы и манга должны продаваться отдельно от прочей книжной продукции, тем более они не должны располагаться в отделе канцелярии и детских книжек-игрушек;
5. Библиотеки
— в библиотеках комиксы не должны быть погребены в массе прочих книг. Комиксам необходимо посвятить отдельный раздел в книжных фондах и проводить отдельную библиотечную работу, включающую в себя публичные лекции, презентации и игры;
6. Печатные и электронные журналы
— должна быть независимая площадка, где авторы, читатели и издатели могут делиться своим мнением, рассказывать о себе. Здесь должна проводиться серьёзная оценка издаваемых книг, происходящих комикс-событий, обзор читательских интересов.

Если сравнить эту идеальную схему с реальностью, то легко увидеть, что не так в нашем мире комиксов. Но не стоит расстраиваться. Великая русская литература тоже начиналась с дамских любовных романов и листков, «дамских угодников», которые раздавались в средние века боярыням на Никольской улице в Москве, чтобы они не скучали пока их мужья-купцы выбирали товары. Ни о каких книжных ярмарках, выставках и библиотеках, в современном понимании, тогда и речи не было.

Что же касается журнала ХРОНИКИ ЧЕДРИКА, то ….смотрите пункт 6! Надеемся, наша работа не пройдёт зря и со временем станет одним из кирпичиков в фундаменте великой русской графической литературы.

©А.Кунин (chedr), «Хроники Чедрика»# 1, 2009

{mos_fb_discuss:10}

Добавить комментарий