Сентай и хентай: одна буква разницы, а сколько интересного!..

Всевозможные словари и справочники анимэ- и манга терминов в Интернете — не новость. Помимо довольно-таки исчерпывающих статей в международных Википедиях (увы, англоязычный сегмент всё ещё гораздо богаче информацией о манге, нежели русский), вышло множество пособий для начинающих мангак, где с разными вариациями перепечатывается примерно одно и то же. Сеть полна копий добросовестно потыренной страницы с действительно замечательным словарём от SilentPyramid (как ни достоин восхищения сей труд, последнее обновление в документе, судя по всему, состоялось в 2007 году).

А между тем, пора бы критически пересмотреть всю накопившуюся информацию и привести всё в наглядный вид. Определения многих терминов, признаюсь честно, скопированы из разных открытых источников (впоследствии подвергнуты правке при выяснении подробностей). Зато кое-какие из них до настоящего момента в русскоязычном сегменте абсолютно не разъяснялись, а в лучшем случае лишь упоминались (как, например, smut, гендер-бендер, добуцу). Не было чёткого объяснения, что такое альтернативная манга (заметки о гэкиге и новелл-манге найдены в eng-Wiki). И уж совершенно точно нигде не было такой красивой сводной таблицы жанров манги :) Основной же ценностью статьи будет её предполагаемая пополняемость и наличие иллюстрирующих обложек манги (в связи с объёмом материала, пополнение будет происходить постепенно; все комментарии и подсказки по улучшению информации приветствуются).

Обратите внимание: в данной статье отобраны термины, касающиеся исключительно манги.

Надеюсь, среди и без того известной информации каждый найдёт хоть одно зёрнышко нового.

Жанры и термины манги, о которых рассказывается в статье:

Alternative
Action
Adult
Adventure
Battling companion
Chambara-manga
Comedy
Сyberpunk
Detective
Dobutsu manga
Doujinshi
Drama
Ecchi
Fantasy
Gekiga
Gender Bender
Guro [eroguro]
Harem
Hentai
Historical
Horror
Idols
Josei
Kodomo manga
Lolicon
MartialArts
Mature
Maho-kanojo
Maho-shoujo
Maho-shounen
Mecha
Mystery
Nouvelle Manga
Parapsyhology
Parody
Post-apocalyptic manga
Psychological
Romance
School Life
Sci-fi
Seinen
Semi-alternative
Shotacon
Shoujo
Shoujo Ai
Shounen
Shounen Ai
Slice of Life
Smut
Sports
Steampunk
Supernatural
Tragedy
Vampire’s manga
War manga
Yaoi
Yuri

Далее вашему вниманию предлагается примерная сводная таблица жанров. Естественно, что работы в чистом жанре обычно найти сложно, и интересны они бывают исключительно узкому кругу фанатов жанра… или поклонникам данного художника. Неизменно в выигрыше остаются «золотые серединки» — истории, в правильной пропорции смешавшие несколько жанров, и при этом не особо отошедшие от мэйнстримной продукции.

Разделение жанров манги по целевой аудитории

 


kodomo

дети
6 -12 лет

dobutsu
приключения
сказка
slice of life
школа
фэнтези
история
фантастика

 


shoujo

(сёдзё)
девочки и девушки
12-18 лет


josei

(дзёсэй, или рэдикоми)
женщины
18-25 лет


Традиционно «женская» манга:

сёдзё, махо-сёдзё, idols, история, яой, сёнен-ай,
романтика, фэнтези, фантастика

 

Манга, рассчитанная исключительно на зрелую аудиторию

Adult, Mature

  • альтернатива
  • детектив
  • ужасы
  • гарем
  • smut
  • gender bender
  • сёнен-ай
  • сёдзё-ай
  • трэш
Hentai, Ecchi

 

Softcore:
  • лоликон
  • сётакон
  • юри
  • яой

 

Hardcore:
  • тентакли
  • эро-гуро
  • футанари
  • кемоно

Манга, интересная и мужчинам и женщинам
разных возрастов:

комедия, приключения, детектив, slice of life, психология, додзинси, драма, сказка, триллер, пародия, social, трагедия, школа, парапсихология, сверхъестественное, мистика, готика, вампиры

 


shounen

(сёнен)
мальчики-подростки
12-18 лет


seinen

(сеинен и сэйнен)
мужчины
18-25 лет,
иногда — до 40


Традиционно «мужская» манга:

боевые искусства, война, махо-сёнен, махо-канодзё, моэ, idols, история, киберпанк, фэнтези, научная фантастика, меха, сёдзё-ай, сэйнэн, эччи, фансервис, постапокалиптика, спокон

 

Толковый словарь манга-жанров


Альтернативная манга (Alternative) — японские комиксы, издающиеся «вне круга» коммерческого манга-рынка, или манга, чей стиль, темы и манера повествования значительно отличаются от обычных публикаций в популярных журналах.

Альтернативная манга зародилась в послевоенной Японии, в библиотеках, выдающих книги на дом — за подобный абонемент взималась небольшая плата. Эта сфера услуг стала своеобразным самостоятельным рынком, и большое количество манги печаталось исключительно в расчёте на поступление в абонемент. Рынок быстро приобрёл неблагонадёжную репутацию в глазах родителей, поскольку откровенность предлагаемых на нём произведений была куда больше, чем то могли позволить себе в то время официально признанные ведущие издатели манги. Таким образом, рынок альтернативной манги переманивал подрастающих юных читателей, предлагая им то, чего не давал официальный рынок, рассчитанный на детей младшего возраста.

Гэкига (gekiga, “драма в картинках”) – термин придумал в 1958 году Ёсихиро Тацуми (Yoshihiro Tatsumi), примерно с той же целью, с которой Уилл Айснер первым стал использовать термин «графический роман» — чтобы отличать серьезные графические повествования для взрослых от детских комиксов. Название «манга», означающее по-японски «забавные/вольные/небрежные картинки» Тацуми не устраивало, поскольку свои работы он забавными, а тем более развлекательными, не считал. Гэкига были обращены ко взрослой аудитории, и от манги отличались большей серьёзностью и реализмом. Сейчас слово «гэкига» употребляется довольно редко, поскольку термин «манга» вобрал в себя его смысл.

Самые известные мангаки, имеющие склонность к работам в стиле гэкига: Ёсихиро Тацуми (Yoshihiro Tatsumi), Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka; имеются в виду его поздние работы, такие как MW и Ode to Kirihito), Ёсихару Цуге (Yoshiharu Tsuge), Сейичи Хаяши (Seiichi Hayashi), Токунан Сейитиро (Tokunan Seiichiro), Казуичи Ханава (Kazuichi Hanawa), Госэки Кодзима (Goseki Kojima), Кадзуо Умэдзу (Kazuo Umezu), Такао Сайто (Takao Saito), Хироши Хирата (Hiroshi Hirata), Санпэй Сирато (Sanpei Shirato), Такехико Иноэ (Takehiko Inoue), Тэцуо Хара (Tetsuo Hara), Кентаро Миура (Kentaro Miura), Рёичи Икегами (Ryoichi Ikegami).

Примеры: «The Legend of Kamui» Sanpei Shirato (1964), «Golgo13» Saitou Takao (1969), «War and Japan» Shigeru Mizuki (1991), «The Push Man and Other Stories» Tatsumi Yoshihiro (2005)

The Legend of Kamui by Sanpei Shirato (1964) Golgo13 by Saitou Takao (1969) War and Japan by Mizuki Shigeru (1964) The Push Man and Other Stories by Tatsumi Yoshihiro (2005)

 

Новелл Манга (Nouvelle Manga, букв. “новая манга”) – художественное направление, объединившее франко-бельгийских и японских создателей комиксов. Выражение впервые использовал редактор японского манга-журнала «Comickers» Киёши Кусуми (Kiyoshi Kusumi), когда говорил о работах французского экспатрианта Фредерика Булье (Frédéric Boilet), ныне проживающего в Японии. Булье с удовольствием воспринял термин в отношении своих работ, и призвал других художников присоединяться. Движение родилось из нескольких наблюдений. Так, было замечено, что европейское кино в основном базируется на темах повседневной жизни, в то время как франко-бельгийские bande dessinee долгое время ограничивались стереотипными жанрами вроде научной фантастики и вестернов. Японцы же активно разрабатывают жанр повседневности, однако маловероятно, что эти работы будут переведены и получат широкое распространение. “Новелл Манга” для участников этого движения – возведение мостов между комиксами разных национальностей, и не в последнюю очередь между авторами комиксов в каждой стране. Люди часто относят новелл-мангу к сфере альтернативного комикса, тем самым ограничивая её, однако есть множество примеров опубликования авторской новелл-манги в самых различных изданиях. Например, сам Булье был издан как в ведущем сёнен-журнале Японии «Big Comics», так и в альтернативных редакционных структурах – в японском «Spore», французском «Ego Comme X» и, немного погодя, в «Fanfare/Ponent Mon» в США. Булье подчёркивает, что Новелл Манга – наименование женского рода (la Nouvelle Manga), в противовес именованию в мужском роде (le Manga), использующемуся во Франции для обозначения серийно выпускаемой манги, ориентированной в основном на экшн. В сентябре-октябре 2001 года в Токио состоялся цикл обсуждений и экспозиция работ движения; особенно крупные выставки были проведены в Музее изобразительных искусств Токио и во французско-японском Институте. Новелл-манга распространилось и на другие средства массовой информации с Nouvelle Manga Digitale, созданием мультимедийного автора Фреда Бута (Fred Boot).

Авторы, работающие в стиле nouvell manga: Кан Такахама (Kan Takahama), Аурелия Аурита (Aurélia Aurita), Этьен Даводэ (Étienne Davodeau), Хидедзи Ода (Hideji Oda), Жене Колан (Gene Colan), Винсент Лефрансуа ( Vincent Lefrançois)

Примеры: «Yukiko’s Spinach» Frédéric Boilet (2003), «Doing Time» Kazuichi Hanawa (2004), «Blue» Kiriko Nananan (2005), «A Patch of Dreams» Hideji Oda (2006)

Yukiko's Spinach by Frédéric Boilet (2003) Doing Time by Kazuichi Hanawa (2004) Blue by Kiriko Nananan (2005) A Patch of Dreams by Hideji Oda (2006)

 

Полу-альтернатива(semi-alternative) – популярные работы в ярко выраженном индивидуальном стиле.AX Collection, vol. 01В июне 2010 года в США, в издательстве Top Shelf выйдет первый том из серии «AX Сollection» — 400-страничный сборник японской альтернативной манги под редакцией Шона Уилсона (Sean Wilson). Большинство из авторов, чьи работы вошли в книгу, на английском языке (как, впрочем и на любом другом, кроме японского) ещё не публиковались.

Мангаки, чьи работы можно отнести к жанру semi-alternative: Суэхиро Маруо (Suehiro Maruo), Синичи Абэ (Shinichi Abe), Нишиока Кёдай (Nishioka Kyoudai), Наото Ямакава (Naoto Yamakawa), Усамару Фуруя (Usamaru Furuya), Тошио Саэки (Toshio Saeki), Акино Кондо (Akino Kondoh), Ёсихиро Тацуми (Yoshihiro Tatsumi), Тойо Катаока (Toyo Kataoka).

Примеры: «Shoujo Tsubaki» Suehiro Maruo (1984), «Gentle Boy» Shinichi Abe (2007), «Palepoli» Usamaru Furuya (1994), «Hell» Nishioka Kyoudai (2000)

Arashi's Freakshow by Suehiro Maruo Gentle Boy by Shinichi Abe Palepoli by Usamaru Furuya Hell by Nishioka Kyodai

 




Боевик (Action)— жанр сёнен-манги, характеризующийся стремительным развитием действия, резкими поворотами сюжета, яростным столкновениям персонажей. В понятие «столкновения», как правило, входит полное несовпадение интересов главгероя и его антагониста(ов) — вплоть до отстаивания этих интересов в схватке. Врукопашную, с мечами, с файерболлами, с пистолетами, с бластерами, с радиоуправляемыми роботами. Действие может происходить где угодно — от земных просторов до астральных миров и глубин космоса. [В русском языке случилось некое размежевание смыслов: «экшеном» называют любой фильм/мангу с «энергичным действием», а «боевиком» — в основном те, что изобилуют конкретно дракой, стрельбой и мордобоем.]

Чаще всего выступает «в связке» с другими жанрами: adventure, historie, иногда detective (в «чистом» виде редок). Например, полицейский боевик (жанр, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию), самурайский боевик etc.

Примеры: «Death Trance» Kana Takeuchi (2005), «Bus Gamer» Kazuya Minekura (2001), «Digimortal» Tsutomu Nihei (2004), «Duds Hunt» Tsutsui Tetsuya (2005)

Death Trance by Kana Takeuchi Bus Gamer by Kazuya Minekura Digimortal by Tsutomu Nihei Duds Hunt by Tsutsui Tetsuya

 



Боевые искусства (Martial Arts) – жанр сёнен-манги, классический сюжет которого – противостояние мастеров различных боевых искусств. В силу специфики произведения жанра часто относят к разряду исторических; таков, например, самурайский боевик – манга, сюжет которой связан с войнами самураев и ниндзя.
В такой манге драки вам обеспечены. И неважно, стремительные ли это схватки ниндзя или бестолковые стычки школьных хулиганов. Для одной манги боевые исскуства — лишь инструмент, а в других — цель жизни.

Примеры: «Chidaruma Kenpou Onorera ni Tsugu» Hirata Hiroshi (1962), «Angel Densetsu» Norihiro Yagi (1993), «Bamboo Blade» Igarashi Aguri & Totsuka Masahiro (2005), «Battle Angel Alita (Gunnm)» Kishiro Yukito.

Chidaruma Kenpou Onorera ni Tsugu by Hirata Hiroshi (1962) Angel Densetsu by Norihiro Yagi (1993) Bamboo Blade by Igarashi Aguri & Totsuka Masahiro (2005) Battle Angel Alita (Gunnm) by Kishiro Yukito

 



Боевые компаньоны (Battling companion) — неофициальное наименование манги или анимэ, в которой главный персонаж (обычно мальчик-подросток) использует монстров для борьбы с силами Зла или сражений с монстрами других персонажей. Часто (но не всегда) персонаж связан только с одним специфическим монстром, играющим роль боевого товарища, сражающегося за своего владельца или дарующего тому свою силу. В большинстве случаев, главный герой также путешествует с группой друзей, в которой у каждого свой собственный компаньон, и в наличии, как правило, имеется злодей с якобы намного более сильным компаньоном, чем все герои вместе взятые. Поэтому основные сюжетные линии имеют тенденцию ориентироваться в основном на бои, а тема дружбы является второстепенной.

Первая известная манга-серия такого типа — «Plawres Sanshiro», но концепт сам по себе возник ещё в 1967 году, когда герой сэнтай-серии «Ultraseven» Дэн Моробоси использовал «Капсулы Монстров» в случае, если не способен был трансформироваться в режим Ультрасевена.

Примеры: «Plawres Sanshiro» (1983), «Yu-Gi-Oh! » Takhasi Kazuki (1996), «Pokémon» Toshihiro Ono (1997), «Zatch Bell» Makoto Raiku (2001).

Plawres Sanshiro (1983) Yu-Gi-Oh! by Takhasi Kazuki (1996) Pokémon by Toshihiro Ono (1997) Zatch Bell by Makoto Raiku (2001)

 



Вампиры (Vampires) — манга, в которой действующие лица либо борются с вампирами, либо являются вампирами, либо с вампирами дружат. Развивая классификацию, затронутую в статье о насилии в комиксах (ХЧ # 3’2009), можно выделить следующие типы главых героев вампирской манги:

  • простой человек, подвергшийся нападению низших упырей и лихорадочно спасающий свою и чужие жизни подручными средствами;
  • человек, посвятивший жизнь методичному истреблению кровопийц всех мастей, от носферату до Исконных Предков, человек-ВанХельсинг, так сказать;
  • человек, ставший вампиром по несчастливому стечению обстоятельств, и пытающийся с этим как-то, гхм, жить;
  • «хороший» вампир по той или иной причине занесший в список личных интересов уничтожение сородичей;
  • «плохой» вампир, и тогда связка жанров выглядит так: Vampires, Horror, Trash, Blood, Adult :)
  • влюблённый в вампира/ влюблённый вампир (толпы школьниц рыдают над такими сюжетами в сёдзё).

Естественно, вампиры могут быть и второстепенными персонажами, и в таком случае vampires всё равно входит в связку жанров, как коммерчески привлекательное обозначение.

Примеры: «Hellsing» Kouta Hirano (1997), «Bloodhound» Kaori Yuki (2003), «Midnight Secretary» Ohmi Tomu (2006), «Koyoi wa Kimi to Chi no Kisu wo» Tateno Makoto (2008)

Hellsing by Kouta Hirano (1997) Bloodhound by Kaori Yuki (2003) Midnight Secretary by Ohmi Tomu (2006) Koyoi wa Kimi to Chi no Kisu wo by Tateno Makoto (2008)

 



Взрослые истории (Adult) — обозначение манги для взрослой аудитории. Меньше идеализации, больше реализма — всё, как в настоящей жизни. Манга с маркером M (Mature, Age 18+) может содержать сцены жестокого обращения с людьми или животными, обилие крови, шокирующие и/или сексуальные сцены, нецензурные выражения (для манги рейтинг M — Mature, «зрелый» — эквивалентен метке NC-17 для фильма). Большинство издательств продают подобную мангу запечатанной в прозрачный пакет с ярким предупреждающим лейблом на обложке.

Примеры: «Futari Ecchi» Katsu Aki (1997), «Gantz» Hiroya Oku (2000), «Detroit Metal City» Kiminori Wakasugi (2005), «Tokyo Zombie» Yusaku Hanakuma (2008).

Futari Ecchi by Katsu Aki (1997) Gantz by Hiroya Oku (2000) Detroit Metal City by Kiminori Wakasugi (2005) Tokyo Zombie by Yusaku Hanakuma (2008)

 



Война (War) – манга, посвящённая боевым действиям, как вымышленным (в фэнтезийных мирах, в космосе), так и реальным (мировые и локальные войны, альтернативные истории отдельных военных конфликтов, истории «из горячих точек»). Жанр играл роль агитационно-патриотическую, затем стал в основном достоянием фантастических ситуаций: завоевание планет и т.д., так называемая космическая опера — разновидность НФ-аниме и манги, концентрирующаяся на войнах, в которых противники активно используют космические корабли. В «чистом» виде встречается редко.

На фоне военных действий, как правило, разворачивается история человеческих взаимоотношений и рассматривается действие неограниченного насилия на психологию и психику человека.
Любители яоя находят в обилии сильных и мужественных персонажей дополнительный определённый шарм.

Примеры: «Sensouron» Yoshinori Kobayashi (1998), «Tokkou: The Spirit of Kamikaze» (2001), «Deguchi no nai umi» Shiyori Matsuo (2006), «My Life With You» Tsurugi Kai (2008)

Sensouron by Yoshinori Kobayashi (1998) Tokkou: The Spirit of Kamikaze by by Kazuhiro Iga, Seihou Takisawa, Takeshi Kobayashi, Makoto Ueda, Minoru Nonaka, Oohide Matsuda, and Shoichi Yamagami(2001) Deguchi no nai umi by Shiyori Matsuo (2006) My Life With You by Tsurugi Kai (2008)


Гарем (Harem, от араб. «харим» — «запретное»: женское помещение в мусульманском доме, а также, в переносном смысле, проживающие там жёны и наложницы хозяина). В манге — жанр, в котором главный персонаж оказывается окружён большим количеством лиц противоположного пола, часть из которых влюблена в него, часть проявляет интерес, а кое-кто может даже на дух не переносить. В любом случае, все события манги связаны со взаимодействием героя и каждой/каждого из его окружения (естественно, что чаще всего жанр гарема используется в манге эротического или порнографического содержания, где большое количество разнотипнных персонажей не даёт читателю заскучать).

Гарем, как концепция для анимэ, был предложен студии AIC в 1988 году художником-мультипликатором Масаки Кадзисимой (Masaki KAJISHIMA), однако в то время реализовать идею не удалось — задуманный им как пародия на «Звёздные воины» сериал «Tenchi Muyou!» был выпущен только в 1992, став основой для 12-томной манги «Tenchi Muyou! Ryououki» (1994) от Окуда Хитоси и Курода Ёсукэ.

«Гаремные» манги подразделяются на:

  • сёнен-гарем, сюжет строится вокруг одного юноши, как правило, полного неудачника или ОЯШ, которого вдруг окружает стайка девиц;
  • сёдзё-гарем (его ещё называют «обратный гарем» — reverse harem) — сюжет строится вокруг одной девушки, как правило, ОЯШ или просто ничем не примечательной (в начале истории) девицы, обретающей к концу повествования всевозможные бонусы в виде красоты/магической силы/сексуального благополучия — и всё это щедро сдобрено повышенным вниманием со стороны потрясающих парней.
Иногда достаточно и двух воздыхателей, чтобы мангу причислили к «гаремнику», хотя в этом случае правильнее было бы говорить о «любовном треугольнике» — классический гаремник начинает отсчёт от героя и трёх претенденток на его благосклонность.

Примеры: «Hana-Kimi» Hisaya Nakajo (1996), «Desire» Kotani Kenichi (1997), «Sekirei» Sakurako Gokurakuin (2005), «Aki-Sora» Itosugi Masahiro (2008).

Hana-Kimi by Hisaya Nakajo (1996) Desire by Kotani Kenichi (1997) Sekirei by Sakurako Gokurakuin (2005) Aki-Sora by Itosugi Masahiro (2008)


Гуро, эрогуро (Guro, Ero[tica] + Gro[tesque] — «эротика гротеска») — поджанр хентая, изображающий жестокие формы сексуального насилия. Созвучно с англ. gore (“запекшаяся кровь”), и понятно, что ничего хорошего это совпадение не обещает. Именно этот жанр никогда не примирит родителей с детьми и подростками, увлёкшимися анимэ и мангой, а бабушек от одного только краткого объяснения его сути придётся отпаивать корвалолом.

Внимание: Особо впечатлительным людям, детям до 18 и нервным девушкам лучше не ходить по приведённым ниже ссылкам — во избежание моральных травм, депрессивного отвращения и потери веры в человечество.

Луркморье сообщает: «Произведения в данном жанре содержат изображение жесткого насилия, расчленённых или выпотрошенных тел, извращённых убийств, человекоподобных монстров, актов каннибализма, некрофилий, копрофилии, отрезания конечностей и т.п. Сходной направленностью обладали самые жестокие из итальянских комиксов для взрослых (fumetti adulti), издававшиеся в 70-ых и 80-ых годах. От анимешных поделок их отличал профессионализм художников, намёки на сюжет, западный стиль рисунка, полное отсутствие цензуры и приятные округлости у женских персонажей, никакого DFC и прочего лоликона! В Японии термин «гуро» употребляется в своём более широком изначальном смысле — как фотографии, видео и рисунки, вызывающие отвращение у большинства людей (шок-контент).

Японская классификация тематики эрогуро(согласно сайту erocg.net):

  • «дзанкокукэй» («группа жестокости» — собственно то, что мы называем гуро);
  • «дзинтэй кайдзоу» («пластические операции»);
  • «сэцудан-кайтай» («ампутация» — разбирание на части);
  • «дзоумоцу» («потроха, внутренности»);
  • «рюукэцу» («кровопролитие»);
  • «рёуки» ( букв. «погоня за необычным» — всё остальное);

 

Западная классификация поджанров гуро:

Amputation, Asphyxiation Guro, Grill Guro, Body Transformation, Brain Fuck, Cannibalism Guro, Cooking guro, Death Guro (наиболее классический вариант Eroguro), Drowning Guro, Intestine guro, Hanging Guro, Head Fuck, Necro Guro, Penis Guro, Pressing guro, Ritual Guro, Skull Fuck, Soft Guro (более близкий к традиционной эротике подвид Гуро, когда смерть лишь подразумевается сценой, но остается за кадром), Suicide Guro, Swallowed Guro (vore), Tentacle Guro (вариация обычного хентая с щупальцами), Torture Guro, Violence Guro, Worms guro.

Подобнее обо всех этих разновидностях гуро — замечательно подробная
статья А.Ленникова на AnimeMagazine.Ru: Eroguro — тёмные глубины разума

 

Мангаки, работавшие в жанре гуро: Suehiro Maruo, Shintaro Kago, Jun Hayami, Toshio Maeda, Henmaru Machino, Horihone Saizou и Waita Uziga.


Дзёсэй (Josei) — жанр манги, также известный как рэ:дису или рэ:дикоми (кальки с английского “ladies’ comics”, т.е. “комиксы для женщин”) — жанр манги, созданный в основном для просмотра молодыми женщинами. Обычно сюжет произведения в этом жанре – повседневная жизнь японской женщины. Небольшая часть отводится под школьную жизнь героини (как правило, именно тогда происходит завязка сюжета и знакомство с основными действующими лицами), но основное время отводится под показ её взрослой жизни. Стиль рисунка в дзёсэе более реалистичен чем в сёдзё, однако сохраняет в себе некоторые его характерные особенности. В отличие от сёдзе, любовные отношения показаны в дзёсэе не столь идеализированно, и гораздо лучше проработаны: например, произведения, нацеленные на взрослую женскую аудиторию и рассказывающие о мужских гомосексуальных отношениях, редко относятся к яою, поскольку в дзёсэе такой сюжет, как правило, более реалистичен и менее подвержен шаблону. Дзёсэй часто насыщен эротикой и сексуальными сценами, термин иногда используется в аниме или манге, как правило мужскими персонажами, чтобы обозначить своё сексуальное влечение к взрослым женщинам (обычно старше себя по возрасту), по контрасту с лоликоном.

Примеры: «Blue», Gokusen, Honey and Clover, Happy Mania, Nana, Only Yesterday, Oruchuban Ebichu (Ebichu Minds The House), Tramps Like Us, River’s Edge



Детектив – разновидность манги, действие в которой связано с расследованием преступлений.

Примеры: «O no Soukoushi» Kaori Yuki, «Forget-me-not» Tsuruta Kenji



Добуцу (Dobutsu, яп. “зверушки”) – жанр, названный по разновидности персонажей, более широко представленных в анимэ, где добуцу могут быть как героями целых сериалов (например, «Tao Tao Ehonkan Sekai Doubutsu Banashi» 1983), так и эпизодичных ролей. Манга же, полностью посвящённая приключениям говорящих зверушек (как пушистиков, так и не очень), — в основном разновидность кодомо-литературы, рассчитанная на детей младшего возраста: так, например, в манге Норико Кувата «Бесполезные зверушки» («Damekko Doubutsu», Kuwata Noriko, 2001) главные герои – живущие в Странном Лесу робкий волк Уруно, свирепый заяц Усахара, неуклюжая гепардиха Тиико, подслеповатый орёл Такаока и единорог-пьянчужка Юнихико.

 

В манге для тех, кто постарше, добуцу обычно играют роль компаньона для персонажа; часто это волшебное существо, сопровождающее героя и помогающее ему в его приключениях. Обычно добуцу выглядят миленькими маленькими пушистиками и редко обладают боевыми способностями, что компенсируется умениями магическими. Примерами таких добуцу могут служить Кю-тян (Q-chan, «PetShop of Horrors»), Уизу (Wiz, «D.N.Angel», Луна, Артемис и Диана (Luna, Artemis & Diana, «Sailor Moon») и Мокона (Mokona, «xxx Holic»).

 

С кем не стоит путать добуцу (зверушек, ведущих себя по-человечески, но покрытых шёрсткой/перьями/чешуйками и пр.):
  • с кемономими (человекоподобными существами без шерсти на теле, но со звериными ушами и хвостами) – Ичиго (Ichigo, «Tokyo Mew Mew» Ikumi Mia & Yoshida Reiko), Хикару Усада (Usada Hikaru, «Di Gi Charat» Koge-Donbo), Инуяша (InuYasha, «InuYasha Sengoku O-togi Zoushi» Takahashi Rumiko), Хоро (Horo, «Ookami to Koushinryou» Hasekura Isuna & Koume Keito);
  • с демонами и оборотнями, способными иметь и животный и человеческий облик (лисицы-кицунэ и др.) – Ёко (Yoko, «Taishou Mugen Kitan», Higuri You);
  • с персонажами, наряженными в костюмы животных (шапочки или ободки “с ушками”, прицепленные к одежде хвостики) — косплей;
  • с вполне нормальным персонажем, у которого вдруг появляются ушки, хвостик и кавайно-умильное выражение лица (на самом деле это всего лишь способ продемонстрировать эмоциональное состояние) – изобразительный приём.


Додзинси (Doujinshi, “додзин” – единомышленники, и “си” — журнал) – японский термин для обозначения некоммерческих литературных журналов, самостоятельно издаваемых его авторами. Изначально использовался по отношению к “дзюнбунгаку” (яп. “чистая литература”) – художественным произведениям современной литературы, противопоставляемым её авторами литературе массовой и развлекательной. Первым додзинси, начавшим публиковать художественные произведения, стала «Библиотечка всякой всячины», созданная в 1885 году писателями Одзаки Коё и Ямада Биё; свой расцвет литературные додзинси пережили в начале эпохи Сёва (1926-1940-е гг.); а в послевоенные годы додзинси как журналы, представлявшие те или иные литературные школы и открывавшие самобытных авторов, постепенно пришли в упадок, оказавшись вытесненными толстыми литературными журналами.

 

На смену литературному самиздату пришёл манга-самиздат – и закономерно позаимствовал название «додзинси». Додзинси как любительская манга чаще всего создаётся новичками, но бывает, что и профессиональные авторы издают отдельные работы за пределами своей профессиональной деятельности. Википедия любезно сообщает: «Жанровые направления и сюжеты любительских комиксов весьма разнообразны. Преобладают традиционная для манги научная фантастика, фэнтези, истории ужасов и детективы — но встречаются и повествования из жизни офисных работников, эпические саги о сопровождении в турне любимой рок-группы, дотошные автобиографические хроники воспитания детей и даже многостраничные жизнеописания любимых домашних животных. Однако чаще всего авторы додзинси используют в своих произведениях уже существующих персонажей известных аниме-сериалов или видеоигр, рисуя на них фан-арт, зачастую порнографический».



Драма (Drama) – жанр драматически-трагического повествования. Основной признак — отсутствие выраженного «хэппи-энда». Серьёзные сюжеты: эмоции бьют через край, судьба вот-вот сыграет злую шутку, нить жизни так и норовит оборваться. У человека такая сложная жизнь и драма обязательно вам об этом напомнит.

Примеры: «Deadman Wonderland» Jinsei Kataoka (2007), «Dead Flowers» Ichigo Nekota, «Gemini» Saito Chiho.



Зарисовка быта, повседневность (Slice of Life) – описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно — среднего класса) со всеми её радостями и бедами.


Идолы (Idols) – манга, действие в которой связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом. Поп-идол — это идеал, и его поступки должны быть идеальны и полностью соответствовать его сценическому имиджу.

Примеры: «Kaikan Phrase » Shinjo Mayu (1997), «Gravitation» Murakami Maki (1996)



Игры пола (Gender Bender) – («смена пола») — девочка изображает мальчика или мальчик — девочку, это в самых общих чертах. Если видите в списке жанров Gender Bender, есть следующие варианты развития сюжета:
1) юноша переоденется в женскую одежду и будет изображать девушку или же девушка переоденется в мужскую одежду и будет изображать юношу, но это вовсе не значит, что герои хмм… не традиционной ориентации, просто так надо и ничего тут не поделаешь.
2) дух парня каким-то образом попадает в тело девушки или наоборот. Неудобно, неожиданно, но, порой, полезно. А сколько новых возможностей!
3) герою по ошибке сделают лицо не того пола, а вот обратно почему-то не получается.
4) герой выясняет, что пол-то у него противоположный. Что ж… и такое бывает.

Примеры: Pretty Face (сёнен), Tenshi Ja Nai (сёдзё), «Darling wa Namamono ni Tsuki»



Историческая манга (Historical) — это манга, действие которойразворачивается в прошлом. Описываемые события могут быть как вымышленными, так и происходившими в реальности, а порой действительность сплетается с вымыслом. Не менее излюбленный приём — отправить в прошлое современного человека.

Примеры: «Akaboshi: Ibun Suikoden» Yoichi Amano (2009), «Cantarella» Higuri Youi (2001), «Gekka no Kimi» Shimaki Ako ( 2002)



Киберпанк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) – поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Слово «киберпанк» придумал в 1980 г. писатель Брюс Бетке, а впервые как характеристику жанра употребил редактор Гарднер Дозуа; именно Дозуа сформулировал суть стиля: «High tech. Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). В некоторых киберпанковских произведениях много действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам.

Типичные элементы мира киберпанка таковы: киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект, киборги, биороботы, городские трущобы в постапокалиптическом стиле, влиятельные крупные корпорации, т.н. дзайбацу, криминальные синдикаты, мафия, хакеры, киберпреступность, кибертерроризм, нанотехнологии, биоимплантаты, квантовая физика, генная инженерия, наркотики и необходимые для выживания лекарства.

Примеры: «Акира» (Кацуcиро Отомо), «Боевой ангел Алита» (Юкито Киcиро, англ. Battle Angel Alita, она же Gunnm), «BLAME!» (Цутому Нихей, англ. BLAME!), «Призрак в доспехах» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell), Ashen Victor, Biomega, Digimortal, NOiSE

 



Кодомо (Kodomo)- метажанр манги, целевая аудитория которого — дети в возрасте до 12 лет. Отличительная особенность жанра – общая “детскость” произведения, отсутствие либо сильно упрощенные формы идейного наполнения, характерная рисовка. В этой манге обычно отсутствуют проявления жестокости и фансервис, рассчитанные на более зрелых подростков. Работы жанра кодомо – это истории чаще всего моралистические, обучающие детей, как вести себя, как быть хорошими и внимательными людьми. Эпизоды являются совершенно автономными и не находятся в строгой последовательности, что связано со спецификой краткосрочного внимания детей, не умеющих надолго сосредотачиваться.

 

Примеры: Animal Yokochou, Astro Boy, Doraemon, Flint the Time Detective, Kiteretsu Daihyakka, Pāman, Pokémon_ The Electric Tale of Pikachu, Solar Boy Django, Super Mario-kun, Tenshi no Frypan, Unico, Yume no Crayon Oukoku.



Комедия (Comedy) – разновидность манги, главное для которого — юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки. манга с комедией — это не голливудские комедийные фильмы, обязательно просмотрите весь список жанров выбираемой манги, если среди них есть комедия, это ещё не значит, что где-то рядом не приписано mature или horror, всё возможно.

Примеры: Magical JxR (Lee Song Young )



Лоликон (Lolicon) — японское название комплекса лолиты, кроме этого — название жанра аниме и манги, содержащих эротические или романтические сцены с участием маленьких девочек или явно несовершеннолетних девушек.



Махо-сёдзё (“девушка-волшебница”) — поджанр сёдзё, где главный персонаж — девочка или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными силами и использующая их для борьбы со злом, помощи слабым, защиты Земли и т.д. и т.п. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и, как правило, работающих в одной команде (разновидность сэнтая). Прародителем жанра считается аниме «Ведьма Салли», вышедшее в 1966 году, после него в Японии появился термин “мадзёкко” (“магичка”, “девушка-ведьма”). Существует наравне с поджанрами махо-сёнэн (maho shounen, “юноша-волшебник”), где главный герой – юноша, и махо-канодзё (maho-kanojo, “подружка-волшебница”), где главный герой – мальчик или юноша, у подруги которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

 

Особенности жанра: хэнсин (перевоплощение/трансформация девушки, её переход в магическую ипостась), таинственные красавцы с особыми способностями (выручают героинь в особо трудные моменты), говорящие домашние животные или волшебные существа (помощники и советники), близкая подруга (не волшебна, не подозревает об одарённости героини, постоянная приманка для сил зла).

Основные типы девушек-волшебниц:

  • Волшебное существо. Чаще всего это девушка из волшебного королевства. (Lalabel The Magical Girl, Ultra Maniac)
  • Обычная девушка, которая изначально обладает волшебными силами и эта сила просыпается в ней в результате каких-либо событий. (Cardcaptor Sakura, Shugo Chara, Time Stranger Kyoko)
  • Обычная девушка, которая получает волшебную силу извне. (Tokyo Mew Mew, Alice 19th, Nurse Angel Ririka SOS, Yume Yume YuYu)

Примеры манги в жанре махо-сёдзё: Full Moon wo Sagashite (2002), Kamikaze Kaito Jeanne (1998), alabel, The Magical Girl (1980), Okusama wa Mahou Shoujo (2005) , retear (2001), Super Pig (1994), Wedding Peach (1995)

Мадзёкко:Akazukin Chacha (1994)
Akuma no Omise (2002)
Sugar Sugar Rune (2005)
Hyakkiyakou Juliet (2009)

 

Махо-сёдзё сэнтай:

Sailor Moon (1992)
Magic Knight Rayearth (1995)
Mermaid Melody
Pichi Pichi Pitch (2003)
Ark Angels (2005)

 

 

Махо-сёнен:

D.N.Angel (1997)
Shaman King (1998)
Matantei Loki (1999)
Natsume Yuujinchou (2005)

 

 

Махо-канодзё (моэ):
Aa! Megamisama! (1988)
Denei Shoujo Ai (1990)
Koutetsu Tenshi Kurumi (1999)

 



Меха (Mecha) (giant robots) — манга «аля Трансформеры». Огромные роботы(ну, или не очень) и мощные машины. Под управлением людей или с собственным разумом, а, может быть, и с тем и другим.



Мистика (Mystery) – жанр, действие которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами. (мистика) — загадочные события, они ведь постоянно происходят, просто мы не обращаем на них внимания или же кто-то нарочно скрывает их от нас. В манге этого жанра от вас их скрывать не будут, но вот объяснят ли — это уже отдельный вопрос.
Примеры: «Skyhigh» Tsutomu Takahashi


Непристойность (Smut) – данное определение отдельным жанром не является; используется для маркировки манги, предназначенной в основном женской аудитории – сёдзё и дзёсэй (так, при указании жанровой принадлежности манги издатель может указать: Romance, Shoujo, Smut или Comedy, Josei, Romance, Smut). Рассчитан smut на достаточно зрелую аудиторию, может содержать весьма откровенные сцены и пикантные ситуации, часто соседствуя с яоем, гендер-бендер и лоликоном, что позволяет производителям справедливо причислять smutосодержащую мангу к разряду adult и mature.

 

Примеры: «Love Celeb» Shinjo Mayu, «Aisuru Hito» Yoshihara Yuki, «Haitoku wa Amaku Mushibamu» Ayukawa Mio, «Kindan — Himitsu no Hanazono» Osakabe Mashin.


Научная фантастика (Sci-fi) – аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвёздных космических кораблей, бластеров и т. д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами. Космическая опера — разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.


Парапсихология — жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).



Психологическая манга (Psychological) – жанр, сосредоточенный на наблюдении за развитием человеческой души, на отслеживании эмоциональной жизни человека. Может быть связан и с slice of life, и с thriller, рассчитан на аудиторию достаточно зрелую.



Пародия — жанр, высмеивающий всё самое святое в прочих жанрах.



Паропанк (калька с англ. Steampunk, «steam» — пар + «punk» — чушь, ерунда) — подвид жанра научной фантастики (Sc-Fi), изображающий альтернативный вариант развития человечества, при котором были бы в совершенстве освоены технология паровых машин и механика (за основу берётся бурный подъём технического уровня в Европе конца XIX — начала XX вв). Термин «стимпанк» придумал в 1987 году писатель Кевин Джетер, в качестве пародии и антитезы «киберпанку». Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения — появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все ещё воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое.

  • Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию, или Америку эпохи Дикого Запада.
  • Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы, орки, эльфы).
  • Дизельпанк — жанр со стилизацией под более позднюю эпоху, первую половину XX в.

 



Постапокалиптика — жанр научной фантастики (Sc-Fi), в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. Причиной массового уничтожения населения Земли может стать любой фактор из перечисленных (сценарии расположены по мере возрастания фантастичности):

  • «игры политиков»: Третья мировая война с применением оружия массового поражения (ядерного, химического или биологического);
  • «промахи науки»: пандемия супервируса, чаще всего специально созданного и вышедшего из-под контроля;
  • «неукротимая природа»: климатическая или иные катастрофы (сдвиги тектонических плит Земли, извержения вулканов, тайфуны, смерчи, пожары и пр.);
  • «бунт машин»: восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов);
  • «угроза из космоса»: падение астероида, вторжение инопланетян;
  • «твари из бездны»: появление фантастических существ (вампиров, зомби, мутантов) или доисторических чудовищ.
Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением ее непосредственных последствий и ее влияния на жизнь выживших. Иногда «через призму восприятия далёких поколений», выживших после катаклизма, рассматривается срез современной действительности . В литературе этот жанр близко примыкает к киберпанку.


Приключения (Adventure) — герои в манге этого жанра явно сидеть на месте не будут. Они будут перемещаться с места на место, изредка где-нибудь оседая. И причин на это может быть выше крыши: военный поход, побег, спасение прекрасной девы или не менее прекрасного друга, или мира, на худой конец; поиски кого-либо или чего-либо, в том числе, проблем на свою голову, и просто любовь к свободе и бомжеванию.
Примеры: «Mother’s guardian» Moriyama Daisuke,


Романтика (Romance) – аниме, повествующее о любовных коллизиях. Мыльная опера — жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.


Самурайский боевик (Chambara, букв. «бои клинков») — термин, использующийся обычно в японском кинематографе применительно к фильмам, по содержанию аналогичным с экранизацией приключений головорезов в вестернах. Ранние самурайские боевики были скорее идеалистичными и постановочными, нежели реалистичными, но после Второй мировой войны стали больше ориентированы на изображение насилия, обретя мрачную глубину и сильные характеры. Послевоенные эпопеи о самураях обратились к изображению физически или психологически изувеченных воинов, заинтересовались судьбами самураев, переживающих изменение своего социального статуса вместе с изменение исторической эпохи, и популяризировали сюжет о ронинах, оставшихся без сюзерена. Акира Куросава стилизовал и гиперболизировал смерть и насилие в самурайском эпосе; его самурай — герой-одиночка, предпочитающий скрывать своё боевое искусство, а не хвастаться им (см. например его фильм «Семь самураев» 1954 г. — считается, кстати, что именно в нём впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён). Действие фильмов жанра chambara разворачивается, как правило, во времена правления клана Токугава (1600—1868), во времена заката самураев. Сам по себе жанр chambara — поджанр дзидайгэки (сценического и кинематографического жанра в Японии, также называемого «костюмно-историческим»; произведения в данном жанре, как правило, посвящены периоду Эдо, т.е. 1603—1868 гг.).

Примеры: «Rurouni Kenshin, Meiji Kenkaku Romantan»



Сверхъестественное (Supernatural)



Сёдзё (Shoujo, от яп. «дева», «девица» или «девушка») – метажанр манги, целевая аудитория которого — девушки в возрасте от 12 до 16-18 лет. В китайском языке “сёдзё” обозначает женщин от 17 до 29 лет, в японском — девушек от 7 до 18 лет. В настоящее время в официальных документах “сёдзё” означает всех молодых девушек, не достигших 20 лет, а в разговорном языке этим словом называют всё, что так или иначе касается девушек школьного возраста. В центре сюжета, как правило, находится девочка (или девушка) и вопрос её становления как личности; часто присутствуют любовные отношения разной степени близости; большое внимание уделяется развитию образов персонажей. Характерной чертой визуального ряда часто бывает большая условность рисунка – либо гротескно-юмористическая, либо утончённо-романтическая. Из-за этих особенностей на Западе и в России сёдзё часто называют «жанром» или «стилем». Более того, почитатели аниме и манги иногда определяют как «сёдзё» любые произведения, обладающее специфическими чертами сёдзё-работ, например, романтические аниме или те, где в центре сюжета находятся женские персонажи. Этот вопрос подробно разбирает исследователь Мэтт Торн в статье «Что такое сёдзё-манга и чем она не является» (What Shôjo Manga Are and Are Not), где даёт следующее определение: «Сёдзё-манга — это манга, которая публикуется в сёдзё-журналах (как их определяют сами издатели)».

Примеры: «The Rose of Versailles», «Designer», «Ace o Nerae»



Сёдзё-ай (Shoujo Ai) – манга, описывающая любовь девушки к девушке. Отличается от Юри отсутствием откровенных сцен. Максимум — лёгкое этти.



Сёнен (Shounen) — метажанр аниме и манги, основной целевой аудиторией которого являются мальчики и юноши в возрасте от 12 до 18 лет. Основными признаками жанра служит протагонист мужского пола, быстрое развитие и динамизм сюжета (особенно это заметно по сравнению с сёдзё-мангой). Произведения в жанре сёнэн, как правило, содержат больше юмористических сцен, концентрируются на темах мужской дружбы, товарищества, соперничества в жизни, спорте или на боевых действиях. Персонажи женского пола, нередко изображаемые преувеличенно красивыми и сексуальными, служат в качестве стимула для проявления мужественности главных героев, часто используются элементы эччи и фансервиса. Несмотря на то, что для юношей и мужчин более старшего возраста (студентов, младших служащих) существует отдельный метажанр сэйнэн, аниме и манга в жанре сёнэн остаются привлекательными и для них. И, поскольку у них есть и финансовые возможности, и время на покупку и чтение журналов с мангой, то журналы, печатающие сёнэн-мангу, по праву считаются самыми популярными в Японии.

 

Примеры: «Air Gear», «Black Cat», «Bleach», «Fullmetal Alchemist», «Gate Keepers», «Inuyasha», «Naruto», «One Piece», «Onegai Teacher», «Ранма ½», «Death note», «Rozen Maiden», «Soul Eater», «Yu-Gi-Oh!»



Сёнен-ай (яп. shounen-ai, “юношеская любовь”) — поджанр сёнена, рассказывающий о любви подростков или юношей. Для жанра характерно изображение отношений между юношами или молодыми мужчинами в романтическом ключе; сёнен-ай – это, как правило, товарищеская влюблённость, рождающаяся из неожиданного интереса друг к другу: либо из восхищения старшим (или более сильным, уверенным в себе, воплощающем идеал) товарищем, либо из желания защитить более хрупкого и одарённого друга; сексуальные отношения не исключаются, но в сёнен-ай историях они отнюдь не самоцель, главное – история взаимоотношений.

Примеры: Kamakiri (Konami Shouko), BLOOD+: Yakou Joushi (Hirotaka Kisaragi), Mangetsu Monogatari (Shungiku Nakamura)



Cёнен-гарем — см. Гарем.



< div>

Сётакон (Shotacon) – разновидность хентая в манге и аниме, изображающая романтические и сексуальные отношения с участием мальчиков. Условно разделяется на сётакон и страйт-сётакон (гомосексуальные и гетеросексуальные отношения соответственно).



Социальный жанр (Social)манга, затрагивающая вопросы взаимоотношений человека и общества.



Спокон («sport» + «konjou» — «сила воли») – жанр манги, рассказывающий о спортивных достижениях, совершённых благодаря сильной воле к победе.



Сэйнэн (Seinen, яп. “взрослый мужчина”) — метажанр аниме и манги, основной целевой аудиторией которого являются молодые мужчины в возрасте от 18 до 25 лет (старшеклассники, студенты, младшие служащие). В редких случаях произведение в жанре сэйнэн (как правило, манга) нацелено на категорию бизнесменов в возрасте до 40 лет.

Примеры: «Berserk», «Хеллсинг», «Триган», «Rozen Maiden», «xxxHOLiC», Lone Wolf & Cub by Kazuo Koike and Goseki Kojima




Golgo 13 by Takao Saito

Eagle by Kaiji Kawaguchi

Monster by Naoki Urasawa.

Сэнтай(“группа/команда”) — жанр, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.



Тентакль (англ. tentacles — щупальца) — поджанр хентая, изнасилование щупальцами. Пикантные картинки с участием женщин и осьминогов рисовал ещё Кацусика Хокусай, но «узаконил» извращение как жанр Маэда Тосио (Maeda Toshio). Анимэ-версия его эротической манги «Уроцукидодзи: Легенда о сверхдемоне» (OVA «Chojin Densetsu Urotsukidoji», 1987) содержала сцену тентакль-насилия, которого в первоначальной манге не было.



Трагедия (Tragedy) —

Примеры: «Deep Love: Ayu no Monogatari» Yuu Yoshii ()



Триллер (Thriller, от англ. «thrill» — нервная дрожь, волнение) — особый тип приключенческой манги, которая с помощью специфических средств должна вызвать у читателей тревожное ожидание, беспокойство, страх. Элементы триллера могут применяться в детективе, боевике и манге стиля «нуар» (произведения, проникнутые ощущением безысходности, иррациональности зла).

Примеры: «Mo ster» Naoki Urasawa (1994), «Freesia» Jiro Matsumoto (2003), «Sanctuary» Sho Fumimura (1990), «Battle Royale» Koushun Takami & Masayuki Taguchi (2000), «Tajuu Jinkaku Tantei Saiko» Tajima Shouu & Otsuka Eiji (1997)



Трэш – (Trash, англ. «мусор, никчёмная дрянь») — манга, нацеленная на обилие жестоких, кровавых сцен, кроме которых часто больше ничего не показано. Художественная ценность подобных произведений стремится к нулю.



Ужасы(Horror) – Ужасы — аниме, ставящее своей целью напугать зрителя. Часто это мистический фильм, в котором также действуют таинственные силы, однако их действия носят чётко выраженный жестокий характер. Яркий пример — аниме &laqu ;Pet Shop of Horrors». ужас у каждого свой, у кого пауки, а у кого прыщ на носу, но для манги ужас — это море крови, убийства и омерзительные существа(люди в том числе). Страшные и шокирующие события ждут читателей на страницах ужаса.

Примеры: «Gakuen Mokushiroku» Satou Daisuke (2006), «Gyo» Junji Ito (2001)



Фантастика

Примеры: Neji (Kaori Yuki),



Фэнтези (Fantasy) – аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а «меч и магия». В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.

Примеры: «Yousei Hyouhon» Kaori Yuki (2005),



Хен ай (Hentai, яп. “хэн” – странный и “тай” – поведение; дословно: “метаморфоза” или “аномалия”) – разновидность анимэ и манги, основным элементом которых являются содержащиеся в них эротические и/или порнографические сцены. До конца XIX века слово “хентай” не носило никакого сексуального подтекста, н с 1894 года, когда на японский язык перевели посвященную сексуальным девиациям книгу Рихарда Крафт-Эбинга «Половые психопатии» (по-японски – «Хэнтай сэйёку синригаку»), в медицинскую терминологию вошёл оборот “хэнтай сэйёку” (“половое извращение”). Именно с кращенным вариантом этого термина, которым в Японии называют человека, страдающего какой-либо формой полового извращения, стали пользоваться поклонники манги и а имэ. Слово “хе тай” может использоваться для обозначения эротических и порнографических произведений – но лишь тех, где показаны сексуальные отклонения и извращения. В остальных случаях используется &ldqu ;эро” (например, “эро манга” – эротическая манга) или “сэйдзин” (“взрослый”), а чаще всего просто “дзюхатикин” (букв. “ запрещено до 18 лет”).

 

Уклон в сторону хентая начинается с сексплотэйшн-фансервиса (включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые к сюжету не относятся, но однозначно вызовут повышенное внимание у основной целевой аудитории) – появление героинь в бикини или героев в едва держащемся на бёдрах полотенце, сцены принятия душа или ванны, “панцушот” (мелькание трусиков), наклоны девушек за упавшими книгами или ручками, вследствие чего отлично просматривается область декольте и пр. Сам фансервис подобно о рода собственно хентаем не является.

 

Сексуальные сцены, обыгрываемые в хентайной манг , могут быть различного содержания и характера. Вариации направлений включают в себя яой, юри, сё акон, лоликон, сибари, футанари и др. В отдельную группу обычно относят особо жестокие виды сексуальных извращений, например эрогуро или тентакли. Но классифицировать хентай только по содержанию эротических сцен было бы ошибочно, поскольку хентайная манга, так же, как и любая другая, по сюжету может быть определена как комедия, мистика, фантастика, фэнтези, романтика и т. д. Манга, в которой изнасилование, педофилия или инцест являются лишь ключевыми элементами сюжета, к хентаю не относится, как например «Perfect Blue raquo; или «Angel Sanctuary».

В Японии создатели произведений жанра хе тай принуждены подвергать цензуре свои опусы, как
и любой контент содержащий порнографию.
Примеры:
«Parade Parade» Satoshi Akifuji, «Urotsukidōji » Maeda Toshio (1986)
«Isaku» , «Pia Carrot», «Five Card», «Bible Black», «Words Worth», «Milk Junkies», «Black Mail», &;quot;Front Innocent»



Школа (School Life) —



Эччи (Ecchi, от англ.буквы H — “эйч”, с которой начинается слово hentai) – жанр манги, целевой аудиторией которого являются юноши. Ключевая особенность жанра – показ эротических сцен. Напрямую половой акт, в отличие от хентая, не демонстрируется – н личествуют лишь различные по степени откровенности (в зависимости от возраста целевой аудитории) эротические сцены “с намёком на продолжение”. Основной творческий приёмом в эччи — фансервис: показ персонажей в двусмысленных позах, панцушот (показ нижнего белья персонажа), акцент на подчёркнуто крупной груди и ягодицах, различные неловкие ситуации, в которые попадает мужской персонаж (случайное появление в женской бане или раздевалке, падение на девушку и т. п.). В том или ином виде, элементы фансервиса и эччи содержатся фактически во всех аниме и манге, рассчитанных на юношескую аудиторию в возрасте 16-25 лет.



Юри (Yuri) — жанр манги и аниме, изображающий женские сексуальные отношения.

Примеры: «Shoujo Sect» Ken Kurogane (2003), «Love my Life» Ebine Yamaji ()



Яой (Yaoi) — жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные сношения между персонажами мужского пола и имеющий в качестве целевой аудитории, как правило, женщин и девушек.