Шестой Бумфест в Санкт-Петербурге

Шестой Бумфест в Санкт-Петербурге

photo by Pakito Bolino

Фестиваль в этом году произвёл на меня какое-то особенное эстетическое воздействие. И чтобы никого не расстроить своими поспешными эмоциональными оценками, я решил взять время, чтобы чувства улеглись. Надеюсь, осуждать за это никто  не станет… Итак, вот она — долгожданная статья про «Бумфест-2012«!

В 2012 году Центр комиксов и визуальной культуры РГБМ официальным и серьёзным образом на фестивале представлен не был. Сетовать нам, конечно, не на что. В конце концов, и в 2009, и в 2010 и в 2011 годах мы весьма ярко там фигурировали со своими мероприятиями, пора бы и честь знать, как говорится.

Есть в этом и свой резон: больше внимания удалось посвятить выставкам. Правда они оставили весьма неоднозначное впечатление. «Выбор» — такова тема шестого Бумфеста. Вернее — тема конкурса. Сказать, что эта тема была сквозной и для выставок — нельзя, хотя, и Алим Велитов это живописно продемонстрировал на церемонии оглашения списка победителей конкурса,  при желании нужную тему можно найти даже там, где её нет.

Были хорошие выставки…

…например — экспозиция работ товарищества иллюстраторов «ЦЕХ», персональная выставка Вари Помидор, яркий проект Алима Велитова. Но хороши они именно сами по себе.

ЦЕХовский проект — гламурный, хорошо вписанный в интерьер. Смею полагать, что участники ЦЕХа — вполне коммерчески успешные люди: их работы аккуратно балансируют на рубеже искусства и дизайна. Отдельные работы являли собой современные примеры использования элементов языка и эстетики комикса. За выставку «спасибо», но «чтобы что?» — так и осталось загадкой. Чуть позже объясню, что именно я имею ввиду.

[nggallery id=1]

Эти и другие фотки от Якова Кальменса лежат тут.

Выставка Вари Помидор состояла из нескольких серий, включавших в себя и большие графические полотна, и маленькие объекты, и собственно страницы из комиксов в жанре путевых заметок. Варя произвела впечатление большого художника, который находится еще на пороге создания своих главных творений.

История о советском детстве, написанная на советских же газетах, в качестве холста натянутых на подрамники. Фигурка маленькой девочки, альтер-эго автора, которая смотрит на мир больших людей как-то снизу вверх и немного даже сбоку. Порой она напоминает Алису, плутающую в Стране Чудес. Эти яркие художественные штрихи, как мне представляется, свидетельствуют о том, что художник уже прошел путь самоидентификации, уже сделал выводы о своем месте в художественном пространстве. Этой выставкой автор словно размышляет сама с собой: «так-так, ну, допустим, кто я такая мне уже ясно… теперь надо остановиться; оглядеться; еще раз крепко задуматься обо всём, что уже собралось в голове, что накопилось в памяти — и выйти в новый мир такой, какой меня еще никто не видел… даже я сама».

[nggallery id=3]

Эти и другие фотки от Елены Румянцевой смотрите тут.

Что ж, не знаю, как вы, а я с большим трепетом и надеждой жду, что же будет дальше. А вот о выставке Алима Велитова, пожалуй, мне сложнее всего рассказывать.

Знаете, выставки бывают разные. Одни напоминают солянку, когда есть сроки и вот надо уж хоть чем-то забить пространство, а как всё это объяснить — по ходу разберемся. Другие напоминают чётко выстроенный концепт-арт… В любом случае, авторы и кураторы выставок, хотят они того или нет, всегда оставляют следы, зацепки, по которым не сложно сделать далеко идущие выводы. «Зацепок» в выставке Алима нет никаких. И дело совсем не в том, что из-за достаточно плотного общения с Алимом мое отношение и к нему, и к его творчеству стало непозволительно предвзятым и в каких-то моментах даже связанным с моей собственной биографией. Дело совсем в другом.

Если выражаться образно, то выставка Алима — это не риторическое восклицание, как большинство выставок, а непосредственный диалог. Причём не обязательно диалог автора со зрителем, но и диалог зрителя с картиной, с самим собой, диалог изображений друг с другом. Уже само название «Картинки из подсознания» ставит и зрителя, и экспонаты в некую диалоговую зависимость.

На берегах Невы. Алим Велитов

Попытаюсь объяснить в двух словах. Когда перед нами книжная иллюстрация, то мы понимаем, что изображение как-то связано с книгой, с произведением, которое оно иллюстрирует. Когда мы смотрим произведение живописи или графики, которое ничего не иллюстрирует, то понимаем, что оно существует само по себе, как нечто законченное. А работы Алима — и не то, и не другое. Словно разрозненные кадры из комикса. И зрителю невольно приходится задумываться, что же было на предыдущих кадрах и что может быть на последующих.

Были на фестивале и две выставки, не вызвавшие у меня понимания

Первая располагалась в музее Набокова, это были работы Анны Соммер.  Анна, безусловно, отличный график. Но, убей бог, не вижу совершенно никакого смысла позиционировать её творчество в России таким образом, как это было устроено в рамках фестиваля. Её философия, — феминизим, воинственная демонстрация гендерной разобщенности общества, — это уже известный европейский трэнд в современной культуре. Но какое отношение это имеет к нашему обществу, чьё культурное развитие 70 лет шло совершенно в другом русле? Какое отношение это может иметь к популяризации жанра рисованных историй в России?

На мой взгляд, эту выставку необходимо было снабдить очень серьёзным  культурологическим сопровождением (программки, статьи, лекции, обсуждения), позиционировать её в чётком образовательном ключе, а не оставлять посетителей безо всяких объяснений один на один с работами.

Другая выставка расположилась на втором этаже главной площадки фестиваля, в ЦВЗ «Манеж» на канале Грибоедова. Le dernier cri — таково её название, это выставка постеров, выполненных методом шелкографии. То, что изображено на постерах, наиболее ёмко и точно определил  Pakito Bolino, который эту выставку и представлял, — «визуальная блевотина» или «блюющие глаза». Миша Хачатуров, переводивший его выступление с французского, даже переспросил, не ослышался ли он.

[nggallery id=2]

«le Dernier Cri, которые круче примерно всех», рекламирует их Виктор Меламед. Или вот характеристика на сайте chaosbooks.net: «Le Dernier Cri участвует в выставках по всему миру, нередко сталкиваясь с войнами моральной паранойи. Например, на границе с Швейцарией таможенники сожгли их работы из-за незаконной порнографии, а на выставке в Национальной библиотеке Франции футбольные хулиганы срывали их постеры из-за того что посчитали, что их сборную сглазили».

В современной мировой визуальной культуре есть много самых разных явлений, но делая из этого многообразия выборку для фестиваля, целесообразно определять, в каком контексте это предлагается воспринимать. Лично я совершенно не понял, какую цель преследовали организаторы, включая эту экспозицию в план фестиваля.

Воображаемые друзья Ильи Обухова

Одна из изюминок фестиваля — презентация новых книг и встреча с авторами. Кстати, об авторах…

Илья Обухов и Володя Лопатин (Питерский Панк) удивительный творческий дуэт. Они и сборник «Республика Комикс» делают, и регулярно проводят всевозможные мастер-классы для детей, а в нынешнем году на «Бумфесте» порадовали выпуском книжки «Воображаемые друзья».

Уникальность книги не только в том, что это было единственное издание, чья презентация состоялась на фестивале, но и в том, что это действительно полноценный комикс, изданный отдельной книжкой, а не сборник разностилевых комиксов, к чему мы уже привыкли. В книжке есть и начало, и конец, и вполне осмысленная законченная история. А для современного русского комикса это действительно редкость.

«Воображаемые друзья» — история с двойным дном. Для детей и подростков она, безусловно, будет увлекательной и необычной. Для взрослых — ностальгичной, напоминающей о том, что взрослыми становимся мы лишь внешне, но все наши детские страхи, мечты и фантазии никуда не пропадают.

Попытка обобщить

photo by Pakito Bolino

Если во  Франции или США подобные фестивали проходят практически в каждом городе, и выставки часто служат эстетическим дополнением к основному делу — книжной торговле. То в России только два регулярных фестиваля рисованных историй. Соответственно и внимание в нашей стране к фестивалям комиксов, как ни крути, другое. Для многих людей это одна из немногих возможностей увидеть, что такое рисованные истории. А ценителей, которые способны адекватно воспринимать тех же le Dernier Cri — единицы. Поэтому, нисколько не умаляя усилия организаторов по созданию выставок, считаю, что не меньше ответственности должно быть и в  плане популяризации этих проектов, объяснения их культурного контекста.

Иначе наши фестивали превратятся в полуандеграундные клубы по интересам, которые хоть и открыты для всех, но доступны и интересны лишь немногим.  В этом нет ничего плохого, конечно…

…а вообще, посмотрите еще, что  пишет Алим Велитов на тот же счёт. Повеселее будет)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.