Фэнзин, или Старый добрый «самиздат»

Вопрос на «засыпку»: что такое «самиздат», «фэнзин» и «комикс-фэнзин»? Cуществует ли между ними разница? Ответ не очевиден, но он есть!

Когда произносят слово «самиздат», то невольно вспоминаются диссиденты, ГУЛАГ, потёртые журнальчики, сшитые вручную из листков с машинописным текстом. Что-то такое древнее и запретное по идеологическим соображениям. Самиздат и современность, кажется, вещи никак не связанные между собой. А вот «фэнзин» – что-то модное и современное. На самом же деле «самиздат» и «фэнзин» — это практически одно и то же.

Слово «фэнзин» происходит от англ. fanzine — журнал фанатов, любительское, неформальное издание. Иными словами, это журнал, который делают фанаты и для фанатов (фэнов) того или иного направления в культуре, искусстве, спорте и т.п.

Каких-то специальных правил для фэнзинов нет. В таком журнале может быть опубликован, к примеру, только один какой-нибудь текст, а может быть продуман разветвлённый рубрикатор с колонками авторов, новостями, опусами и фотками.

Но если литературные, музыкальные и спортивные фэнзины – это обычно уже последствие субкультурной жизни, и у них уже есть пусть десять, но постоянных читателей, то комикс-фэнзин, особенно в России, — дело совсем иное. Российский комикс-фэнзин – это любительский сборник комиксов одного или разных авторов. Комиксисты как правило рисуют фэнзины потому, что им очень хочется увидеть свою работу в виде книжки, а издательства выпускать их работы не берутся или, бывает, автору просто не понятно, как к этим издателям подступиться и не известно, где они вообще находятся.

Из таких любительских проектов иногда получаются действительно интересные вещи, ну а иногда – чудные курьёзы. В любом случае, начинающему комиксисту всегда будет любопытно посмотреть на первые шаги товарищей, сравнить со своим творчеством. А потому у комикс-фэнзинов будущее есть.

Стимулом для массового увлечения фэнзинами среди отечественных комиксменов стал московский фестиваль комиксов «КомМиссия». С самого начала вокруг фестиваля собралась команда художников. Они объединились в арт-группу «Люди Мертвой Рыбы» (ЛМР) и к 2003 году собрали свой первый фэнзин. В него вошли некоммерческие работы комиксистов. Идея была новой для нашей аудитории, тусовка московских комиксистов – неизбалованной подобными проектами. Поэтому не удивительно, что «КомМиссию-2005» было решено целиком посвятить теме самиздата в комиксах.

Второй сборник, под названием альманах рисованных историй «Племя мертвой рыбы», вышел накануне «КомМиссии-2005». «Российский комиксный самиздат решено было назвать «фэндзинси» — от английского «фэнзин» и японского «додзинси», аналогичных по смыслу» — так написано в том сборнике.

Термин «фэндзинси», конечно, не прижился. А вот сборник издаётся до сих пор. Называется, правда по-иному: «Аль’манах». Ведёт альманах художник-комиксист Алим Велитов. В каждом номере он публикует свои новые работы, а также комиксы друзей и тех авторов, которых обнаруживает среди конкурсантов и лауреатов «КомМиссии» с хорошими историями и графикой. «Аль’манах» интересен, пожалуй, прежде всего тем, кто в нём опубликован, их друзьям и тем, кто хочет понять, что же у нас рисуют. И заинтересован так, что ради этого готов продираться сквозь десятки страниц марчняка и альтернативщины со жгучей графикой и кое-где непонятным сюжетом.

Кстати, на протяжении нескольких лет в «Аль’манахе» публиковалась история «Стерва» (А.Ткаленко и Е.Воронович). Это хорошо сделанная повесть о приключениях девушки-сталкера в Москве после глобальной катастрофы, из-за чего наша столица превратилась в сплошную аномальную зону. Сначала это были короткие истории, объединённые общими персонажами. А к 2008 году материала набралось на целую книжку. В качестве отдельного издания «Стерва» увидела свет сначала в Польше, а через два года, в 2010, в России. Пожалуй, это пока единственный успешный книжный проект в отечественном комиксостроении, начавший свой путь со скромных публикаций именно в фэнзине.

Другой яркий комиксный фэнзин-проект был организован уже в Санкт-Петербурге. Во многом благодаря опять же московскому фестивалю «КомМиссия». В 2004 году в Северной столице сложилась группа питерских комиксменов под названием Nouvelle Grafiques. Уже через год они выпустили фэнзин со своими работами «Чисто Питерская Х». Однако радость знакомства и первых встреч скоро сошла на нет. Заглохло сообщество, да и про «ЧПХ» скоро бы все позабыли, если б не один энтузиаст – Дима Яковлев. В 2007 году он устроил целый фестиваль комиксов в Петербурге, а в 2008 году переиздал «ЧПХ№1».

Дима стал выпускать этот фэнзин ежегодно. Не будучи художником, он начал по-своему подбирать работы. Так, чтобы это было интересно читать. И не прогадал. «ЧПХ№2» 2008 года разошлась очень скоро. Теперь этот выпуск можно найти только в частных собраниях и в библиотеке Центра комиксов и визуальной культуры в Москве.

Начиная с 2009 года в фэнзине стали публиковаться и работы иностранных авторов. Как правило, это были комиксы художников, выступавших с лекциями и выставками на «Бумфесте», Димином фестивале комиксов. Так среди его авторов были китаец Ли-Чин Лин (Li-chin Lin), немец Мавил (Mawil), швед Кнут Ларссон (Knut Larsson), бельгиец шведского происхождения Саша Гоерг (Sasha Goerg), норвежец Jason…

Сегодня, стараниями Димы, в Питере образовалось издательство «Бумкнига». И «ЧПХ», как отдельный проект этого издательства, практически перешло, и по формату, и по качеству, из разряда фэнзинов на уровень профессиональных сборников авторского европейского комикса. За что Диме честь и хвала!

Иногда создатели фэнзинов даже не задумываются, что плоды их дел – именно фэнзины. Бывает так, что сначала они придумывают мега-коммерческий, по их мнению, проект, а потом, будучи авторами и составителями одновременно, так увлекаются, что напрочь забывают о первоначальных амбициях. Таков, кстати, случай с «Рексом».

В 2009 году известный в Карелии художник, иллюстратор и комиксмен, Владимир Лукконен, загорелся идеей создать «журнал рисованных историй и анекдотов для всех». Да не только загорелся, но и нарисовал, и издал небольшим тиражом.

В первом номере «Рекса» — и сканворд, и судоку, и кроссворд, и маленькие комиксы по мотивам анекдотов, и весёлый комикс про собачку Рекса. Всё выдаёт коммерческую идею. Однако сил хватило только на один 24-х страничный выпуск. Следующие два номера художник, кажется, делал уже для себя, не ориентируясь ни на какую выгоду. Там он начал публиковать фрагменты из своей книги «Калевала в комиксах», над которой незадолго до того работал, печатать интересные ему комиксы знакомых художников.

Из той же оперы проекты «Непредуманные истории», журнал комиксов «Пегас», серия загадочных, многословных и совсем непонятных комиксов Елены Гавриловой, проект «Манга кафе» и другие.

Как же распространяются все эти фэнзины? Где их вообще можно увидеть и полистать?

Как правило, на фестивалях. Таких как «КомМиссия», «Бумфест», на анимэ-фестивалях. И совершенно точно – в Центре комиксов и визуальной культуры в Москве.

Вообще, если вы молодой комиксист и хотите заявить о себе, найти своего читателя, или просто увидеть свой комикс в виде книги, то создание фэнзина – то, что вам надо. Правда нужно быть готовым к тому, что искать своего читателя придётся самому. И совсем не известно, чем эта встреча закончится! Но, дорогу осилит идущий!

Александр Кунин