После комикса?

После комикса?

В Питере на этой неделе откроется выставка «После комикса». Она особенно актуальна для России! Ибо ещё раз подчёркивает, в какой отсталой стране мы живём. Ведь если весь цивилизованный мир действительно живёт в эпоху «После комикса», то наша страна – «В ожидании комикса», я бы так это назвал. И когда наши современные художники обращаются к эстетике рисованных историй, то чаще всего это либо калькирование с иностранных образцов, либо спекуляция на предполагаемой скандальности темы, но крайне редко – отклик и художественный анализ происходящего.

Участники проекта: Йохен Гернер (Jochen Gerner), Георгий Литичевский, Георгий Острецов, Ольга Кройтор, Аркадий Насонов, Константин Звездочетов, Александр Петрелли, Василий Флоренский, Юрий Александров, Николай Копейкин, Николай Васильев, Станислав Казимов, Владимир Григ, Дмитрий Шагин, Кирилл Миллер, Ирина Васильева, Василий Голубев, «Семичов — Кузьмин», Стас Багс, Иван Сотников и другие.

Александр Петрелли «Еще нигде…», 2013, гофракартон, акрил, 80х100 см

Александр Петрелли «Еще нигде…», 2013, гофракартон, акрил, 80х100 см

Судя по пресс-релизам, на выставке будут представлены работы разных лет, хотя есть и большой пласт произведений, датированных 2013-2014 гг.

Устроители называют этот выставочный проект «исследованием стилевого заимствования приемов и художественного языка комикса в современном искусстве. Выставка освещает тему взаимопроникновения различных видов искусства на конкретном примере синтеза графического романа с живописью и новыми медиа». Очень интересно было бы ознакомиться с результатами этого исследования.

Erarta1

Юрий Александров «Включаю», 1973, гофракартон, смешанная техника, 82×108 см

Георгий Острецов «Искусство на продажу», 2011, холст, смешанная техника, 47х69 cм

Георгий Острецов «Искусство на продажу», 2011, холст, смешанная техника, 47х69 cм

Георгий Литичевский «Супер-Андерсен», фрагмент, 2011, ткань, акрил, 80х2100 см

Георгий Литичевский «Супер-Андерсен», фрагмент, 2011, ткань, акрил, 80х2100 см

Скорее всего, в качестве результата исследования устроители подразумевают новые живописные работы по сюжетам знаменитых американских и французских комиксов. Героев которых участникам проекта будет предложено поместить в российские реалии.

Всё это выглядит  заманчиво, но трудно отделаться от ощущения спекулятивности проекта. Комикс еще весьма субкультурное явление для нашей страны и воспринимать его в качестве предмета для аутентичного отечественного современного искусства  сложно.

Когда речь идёт о диссидентском и андеграундном творчестве 1960-1990-х гг., использование элементов комикса выглядит уместным.Такой приём позволял острее выразить трагедию нашей культуры того времени. Сегодня комиксы хоть и воцарились в кругу молодёжных интересов и больше не воспринимаются чем-то чужеродным, но до настоящей массовой культуры они ещё не доросли. Это, скорее, элемент гик-культуры пока.

С другой стороны, учитывая, что современная культура в России имеет прецедентный характер, значимость выставки неоспорима. Чем чаще и ярче в серьёзном музейном пространстве будет представлен комикс, в том или ином виде, тем скорее будет низвергнуто в сознании культурного обывателя уничижительное отношение к этому жанру.

Итак, выставка пройдёт в Санкт-Петербурге, в музее «Эрарта» c 14 февраля по 17 марта.