Предвыборный комикс в России


Рассчитана брошюра на молодых избирателей. Выполнена в виде комикса.
Иначе ведь не поймут, идиоты!

Популярное заблуждение

Важнейшим из искусств для нас является...
В.И. Ленин

Есть такая методика нахождения идеи для создания нового комикса: взять два совершенно разнородных понятия и объединить их. Например: пломбир и сардины, супергерой и мышь… А что, если написать по этому принципу статью?

Итак: комиксы и выборы в России!
Правда, абсурд? Ан, не тут-то было…

Что такое комиксы и что такое выборы

Сатира 1905 года на
реформаторские проекты
графа С.Ю.Витте

Краткая ретроспектива того и другого в России

Первым «демократическим волеизъявлением народа» в Российской Империи стали выборы в Государственную Думу 1906 года. Основой предвыборной агитации в те времена служили печатные органы партий, в которых немалую роль играла и карикатура — предтеча политического комикса. Необходимо отметить, что сама идея создания выборного органа управления и законодательства считалась далеко не очевидной, и тогдашние СМИ, помимо предвыборной агитации, полнились дебатами о целесообразности подобного института, а также его значения для развития Российского государства. Нельзя забывать, что деление общества на партии в тот момент подразумевало горячую борьбу за умы людей, в ходе которой оппоненты использовали не только агитационные и публицистические методы убеждения, но и не гнушались компроматом и клеветой. Чем не современная предвыборная гонка? Одним из примеров подобного «светского обсуждения» является приведённая ниже серия карикатур (до полноценного комикса осталось совсем немного) 1905 года.

Необходимо отметить, что большинство карикатур отличались сатирическим характером и были примечательны гротескностью образов и сюжетов, равно как и изощрённостью эзопова языка. Некоторые исследователи считают, что причиной таких свойств русской карикатуры того времени является продолжение традиций сатирического лубка, а стимулом к остроте выбираемых тем — совсем недавняя гарантия свободы слова (согласно ст.37 Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г.).

Карикатура 1907 года

Как и сейчас, основными мишенями для большинства политических карикатур в оппозиционных печатных органах являлись представители правящей партии, а также принимаемые ими политические и экономические решения, — в то время как реакционная печать разоблачала и высмеивала в карикатуре идеи либерального движения.

Характерно, что первый опыт создания демократического общества в России называют периодом «Трёх Революций».

Последовавший затем период Временных Правительств, недолгое межвластье и трудное становление большевистского государства довольно сложно охарактеризовать в рамках заданных темой статьи. Разрозненные архивы прессы того времени не дают достаточно информации для ориентирования в молниеносных изменениях на политической арене. Можно утверждать, что после событий октября 1917 года либеральные и буржуазные издания (а затем и «газеты «Белого движения») продолжали использовать дореволюционные методы в аналитике и критике правящего строя. Очевидно, что и пресса молодого большевистского государства, созданная на базе печатных органов партии и ресурсах национализированных издательств, также использовала эти методы в борьбе за выживание диктатуры пролетариата.

Плакат 1921 года

Особое место в агитационной графике того времени занимают листовки. Рассчитанные на массовое распространение, не требующие особых затрат на изготовление, они во многом не только отражали, но и актуализировали тактику и решения объединенных организаций в переломный момент российской истории. Листковые издания рассказывали читателю как об общероссийских, так и о местных событиях. Задача листовки — в сжатой форме раскрыть актуальную тему — всегда была подчинена передаче политической программы партии. В качестве примера можно привести следующую агитационную листовку 1921 года, информационным поводом которой стало создание «Международной комиссии помощи голодающим в Поволжье», воспринятое большевиками как усиление активности реакционных сил, увидевших в голоде средство удушения советской республики.

С вхождением СМИ в управленческую систему, в которой они стали исполнять пропагандистские функции, влияние предвыборных технологий на ход выборов нивелировалось. Безусловно, велико искушение написать, что такое положение сохранялось на всём существовании Советского Союза. Тем не менее, это не совсем так, — в советской империи, как и во всех империях до и после неё, происходили внутренние процессы, приведшие к переосмыслению ценностей, разоблачению культа личности, а затем курсу на гласность и последовавшим реформам. Безусловно, все эти изменения отражались и на актуальности для власти предвыборных технологий, но это уже тема для другой статьи.

Общепринято считать современный нам период, начало которого было положено созданием Российской Федерации, временем активного развития демократических институтов. В 1990-е годы в стране произошёл ряд политических, экономических и социальных преобразований, что в значительной степени повлияло на каналы распространения информации и на отношение к ним аудитории. Переставшие быть инструментом государственной пропаганды, оставшиеся без государственных дотаций, средства массовой информации стали зависеть от аудитории. Для дальнейшего существования необходимо привлекать и удерживать внимание читателя, а без разработки новых стратегий и переориентации на запросы аудитории это было сделать невозможно. Именно в это время «романтики» и поиска новых решений, когда редакции боролись за своего читателя, особое внимание стали уделять столь непривычному для нашей страны жанру комикса. Заинтересовались этим жанром и политики, решив, что и он вполне сгодится для борьбы. Борьбы за электорат.

Типизация разреженного пространства: какие бывают предвыборные комиксы?

Надо отметить, что, политики, люди серьёзные (или не настолько гибкие), а вместе с ними и пиарщики, заинтересовались комиксом лишь постольку-поскольку, не проявив к нему особого интереса. Комикс, в их понимании играл довольно незначительную роль… Впрочем, об этом лучше судить по профессиональным источникам. Вот какое определение дано предвыборным комиксам в открытом справочнике «Выборы: процесс, право, технологии» Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:

КОМИКСЫ — особый современный жанр общедоступной массовой литературы, рассчитанный на молодежь и лиц среднего возраста с невысоким уровнем культуры и образования; краткие истории в картинках:

а) повествующие о поступках и делах кандидата, важных для создания его предвыборного имиджа;
б) высмеивающие и выставляющие соперника с неприглядной стороны в целях контрпропаганды.

Способы использования:

  • в выпусках предвыборной газеты (комиксы с продолжением в следующем номере);
  • в специальных листовках.

Согласуется с этим определением и казённый подход к созданию предвыборного комикса, который, по сути, является не более чем частью PR-кампании — с той лишь разницей, что повествует о положительных качествах не товара, а политика или партии. Правда, в отличие от «серьёзных мер», комикс — своеобразная «сказка для взрослых», в которой схематизированный до архетипических черт кандидат и его оппоненты предстают героями современного мифа. Естественно, что такое упрощение обычно приводит к тому, что кандидат становится средоточием всех положительных черт, а его оппоненты сочетают в себе всё самое отталкивающее. Таковы законы жанра, и исполнения они требуют неукоснительного. Для того, чтобы показать, как серьёзно подходят к соблюдению чистоты жанра, приведу ещё одну цитату из всё ещё открытого справочника: «… для рисования комикса нужен специальный, достаточно опытный художник, способный правильно выразить идею поступков кандидата. Текст должен писать спичрайтер с выбором ключевых слов для целевой аудитории».

Даны и несколько шаблонных примеров сюжета для предвыборного комикса. Разрешается, например, лёгкая супергероичность образа кандидата: он может помочь или даже защитить избирателя; может «бороться с врагами». Правда, не указывается, от чего именно он должен спасать, и с какими именно врагами бороться. В основе сюжета может быть и «реальный продукт деятельности кандидата». Это может быть открытие общественного объекта, положительное влияние на жизнь избирателя тех законов, что вступили в действие благодаря кандидату. Может комикс описывать и историю жизни кандидата, как политического деятеля, рассказывая о вехах в его становлении как личности. Рекомендуется в сюжете комикса использовать встречи кандидата с популярными у избирателя «культурными героями, авторитетными людьми», тем самым создавая ореол преемственности вокруг его политических тезисов.

Предвыборный агиткомикс
Кирсана Илюмжинова,
1995 год

Вот один из первых предвыборных комиксов России в качестве примера — сделан он был в 1995 году для предвыборной агитации кандидата в Президенты Калмыкии, Кирсана Илюмжинова, и назывался просто: «Кирсан Илюмжинов как историческая личность». Для довольно объёмной работы автор использует следующую вводную: о кандидате ходит множество нелепых слухов, и избиратель не знает Who is Mr. Ilyumjinov? Комикс выстроен в форме рассказа, герои которого изображены в карикатурной манере; он повествует о жизни Кирсана Николаевича, разоблачая досужие сплетни о нём, и упоминая все его (даже мало-мальские) заслуги перед Родиной. Заканчивается комикс вопросом: что же теперь делать избирателю, когда он получил ответы на свои вопросы, и ему всё стало ясно? — и очевидным ответом: всё теперь зависит только от самого избирателя. А вот 15 октября 1995 года как раз состоятся выборы…

Таким образом, комикс, являющийся частью предвыборной PR-кампании, выступает в роли некоего советчика, показывая положительные стороны кандидата и расписывая выгоды его избрания для избирателя.

Нельзя не отметить, что после многочисленных выборов 1990-х годов в нашей стране, у людей сложилось довольно критическое к ним отношение. Один из важнейших для демократического развития страны институтов перестал пользоваться доверием. Подобная пассивность, пессимизм старшего поколения, безусловно, передавались молодым поколениям избирателей. Для того, чтобы изменить такое отношение к выборам у молодых и будущих избирателей, избирательными комиссиями ведется активная работа, цель которой — правовое просвещение. Так, 2 марта 2008 года, в день выборов, на избирательных участках Краснодарского края впервые голосующим вручались памятные сувениры, среди которых был и комикс «Я — твой голос». Героем комикса стал студент Вася, которому в день выборов как раз исполнилось восемнадцать лет, и к которому ранним утром явился «голос избирателя» в виде логотипа предвыборной кампании — стилизованной галочки в цветах российского триколора. Вася встает с постели и, следуя указаниям Галочки, отправляется на свой избирательный участок, где и отдаёт свой голос. Комикс призван рассказать, для чего нужно голосовать, и насколько важен голос каждого. Вот как комментирует этот комикс в интервью телеканалу «ТВ-центр» Светлана Тимофеева, руководитель пресс-службы избирательной комиссии Краснодарского края:
Агиткомикс 2008 года

— Молодежь — такая категория избирателей, к которой нужен особый подход… и, может, иногда даже не очень стандартный — и неформальный, с чувством какого-то молодежного стиля, того, что им близко на самом деле, того, что вызывает у них интерес. Данный комикс в полушуточной форме говорит всё-таки о серьезных вещах, о моральном долге каждого человека идти на выборы.

Тираж в 20 000 экземпляров был распространён не только в Краснодаре, но и по всем городам и станицам Кубани. И, судя по всему, был разобран полностью, поскольку избирательная комиссия приняла решение не продолжать приключения Васи, а просто переиздать комикс к следующим выборам. Главного героя переименовали в Костика, а Галочку заменил новый символ выборов — Капелька.

Таким образом, можно говорить, что и организаторы выборов постепенно начинают понимать важность комикса как инструмента популяризации выборов и формирования активной гражданской позиции у населения.

И, конечно же, в комиксе всегда есть место авторскому взгляду на избирательный процесс, благодаря чему комикс способен передать личное отношение как к кандидатам, так и к выборам в целом. Безусловно, такой вид комиксов можно отнести к инструментам предвыборной гонки, но скорее неофициально — на правах выражения мнения определённой группы граждан. Тут авторский комикс становится в некотором роде общественным трибуном, что не исключает возможности разделения автором позиций одного из кандидатов, и как следствие — выступления в его поддержку.

Тимур Шарафутдинов, специально для журнала
«Хроники Чедрика» # 7’2009