[1] … пряники в анекдоте… — Ползут Василий Иваныч с Петькой по пустыне, жрать хочется – сил нет. Вдруг глядь – пакет пряников лежит! Василий Иваныч пакет хвать, но Петька уж тут как тут:
— Не, Василий Иваныч, неинтересно как-то получается – что ж мы, вот так возьмем и сожрём просто так весь пакет?
— Ну да… А что?
— Так не пойдет! Давай лучше растянем удовольствие, придумаем что-нибудь…
— Да что тут придумывать?? Жрать, блин, охота!
— Давай вот как: поиграем-ка с тобой в магазин! Ты отползи за бархан – типа, покупатель, а я наоборот, типа, продавец – разложу ту все покрасивее, пересчитаю. Через пару минут подползёшь, скажешь: «Взвесьте мне, пожалуйста, полкило пряников», ну, а я тебе как бы взвешу – всё поровну, всё по-честному!… Сядем потом с тобой в тенёчке, и медленно, с удовольствием, всё съедим… Идёт? Так же интереснее, правда?
— Ну ладно…
Отползает, значит, Василий Иваныч за бархан, через пару минут возвращается:
— Доброго здоровьичка, товарищ продавец… Пряничков полкило не взвесите?
Петька (в отчаянии разводя руками):
— Эх, ну надо же!… Ну вот только что закончились!
Поскольку на текущем эволюционном этапе главные задачи отечественной комикс-прессы – наметить приоритетные направления и очертить круг вопросов, к которым впоследствии можно было бы возвращаться, каждый раз добавляя что-то новое, позволяющее взглянуть на уже, казалось бы, знакомую тему под другим углом зрения – имеет смысл набросать основные категории, описывающие всю гамму взаимоотношений комикса и политики.
Их набралось пять:
1. Комикс как инструмент политической борьбы.
2. Комикс как зеркало глобальной политической конъюнктуры.
3. Комикс как реакция на политическую текучку, или Уголок карикатуриста.
4. «Работа у нас такая…» («профильные» комиксы)
5. Комикс и цензура
Конечно, вряд ли возможно в рамках беглого обзора перечислить все более или менее достойные примеры европейских комиксов, ставших событием политической жизни, не покидая при этом границ жизни художественной (а другие нас и не интересуют), – но мимо одного из них пройти совершенно непозволительно.
Речь о классической серии «Зверь умер!» (La bete est morte!, 1944-45) французского художника Эдмона-Франсуа Кальво (Edmond-Francois Calvo) по сценарию Виктора Дансетта (Victor Dancette) и Жака Зиммермана (Jacques Zimmerman).
Занятный факт: после освобождения Франции в 1944-м году Вика оказался единственным комиксистом, осужденным за коллаборационизм! Справедливости ради стоит упомянуть еще одну деталь: на допросах выяснилось, что он ну никак не мог быть автором одиозных текстов, фигурировавших в его стрипах – настолько плохо и беспомощно изъяснялся он на французском.
2. Комикс как зеркало глобальной политической конъюнктуры.
I. «Уже история или еще политика?»
II. «Еще политика или уже история?» (этот раздел естественным образом тоже распадается на два пункта):
- Геополитика, или Кто правит этим долбаным миром?
- Локальные события, вызвавшие большой резонанс: Кто прав — кто виноват, или Кому выгодно?
I. «Уже история или еще политика?»
[5] Jacques Tardi:
«Adieu Brindavoine suivi de La fleur au fusil» (Casterman, 1974);
«La Véritable Histoire du soldat inconnu» (Futuropolis, 1974);
«Le Trou d’obus» (Imagerie Pellerin, 1984);
«C’était la guerre des tranchées» (Casterman, 1993);
«Varlot soldat» (сценарий: Didier Daeninckx — L’Association, 1999);
“Putain de guerre! – 1914, 1915,1916” (сценарий: Jean-Pierre Verney – Casterman, 2008)
[6] Jean-Pierre Gibrat «Mattéo — Première période — 1914-1915» — Futuropolis, 2008
Xavier Dorison, Enrique Breccia “Les Sentinelles” tt.1,2 – Delcourt, 2008-09
Frederic Blier, Lax “Amere Patrie” t.1 – Dupuis, 2007
[7] Pierre Dupuis “Histoire/BD” (позднее – “La Seconde Guerre Mondiale”) tt. 1-11, HACHETTE (c 1978 — Dargaud), 1974-85.
[8] Michel Shetter “Les annees de feu 1933-1945” – Lombard, 1982 (Collection “Histoires de l’histoire”).
[9] Marvano “Les 7 Nains” – Dupuis, 1994 и Marvano “Berlin” tt 1-3 – Dargaud, 2007-2008.
[10] Dimitri “Raspoutitsa” – Albin Michel,1989; “Kursk – Tourmente d’acier” – Glenat, 2000; “Le Convoi” – Glenat, 2001.
[11] Vincent Pompetti, Tarek «Sir Arthur Benton» — tt. 1-4, EP Editions, 2005-2009.
[12] Vittorio Giardino “Max Fridman” — tt.1-5, Glenat, 1982-2008.
II. «Еще политика или уже история?»
Этот раздел естественным образом тоже распадается на два пункта:
1) Геополитика, или Кто правит этим долбаным миром?
2) Локальные события, вызвавшие большой резонанс: Кто прав — кто виноват, или Кому выгодно?
Тут собраны бестселлеры, эксплуатирующие тему шпионских игр современного стиля — стиля, сформировавшегося после падения социализма. Тотальная глобализация, всесильные транснациональные корпорации, ещё более всесильные тайные общества и т.д., и т.п… Короче, несколько хороших парней против мировой закулисы.
«Тринадцатый», Жан Ван Амм, Клод Ванс (Dargaud, 1984-2007)
Jean Van Hamme, Claude Vance “XIII” – tt. 1-19, Dargaud, 1984-2007 (основная серия).
«Ларго Винч», Жан Ван Амм, Филипп Франку (Dupuis, 1990-2009)
Jean Van Hamme, Philippe Francq “Largo Winch” – tt.1-16, Dupuis, 1990-2009.
«Альфа», Юрий Жигунов, П.Реньяр (с 3-го тома — Mythic) (Lombard, 1996-2009)
Youri Jigounov, P.Renard (с 3-го тома – Mythic) “Alpha” – tt. 1-11, Lombard, 1996-2009
«Инсайдеры», Жан-Клод Бартолль, Рено Гаррета (Dargaud, 2002-2009)
Jean-Claude Bartoll, Renaud Garreta “Insiders” – tt.1-8, Dargaud, 2002-2009.
Сюда, по логике вещей, попадают военные конфликты новейшей эпохи (Вьетнам, Корея, Алжир, Афганистан, Югославия), революционно-освободительная и партизанская борьба (Куба, Латинская Америка, Палестина), крупные теракты и катастрофы с далеко идущими политическими последствиями и так далее. Политика тут, как правило, не на самой поверхности – как и в кинематографе, обычно в качестве сюжета берется чья-то персональная история, — но ее постоянное присутствие на заднем плане неизбежно.
Продолжение следует…
«Хроники Чедрика» # 7’2009