Десятилетие хищнической эксплуатации комиксов мировым кинематографом принесло свои неутешительные плоды. Заполонив экраны мультиплексов бесконечной комиксовой жвачкой, дельцы от кино приучили зрителя довольствоваться малым – аплодировать компьютерным ужимкам немолодого супергероя в эластичном боди, натянутом на рейтузы, да восхищаться тем, как артистично смотрит исподлобья немигающим взглядом размалеванный суперзлодей. Кажется, что жанр кинокомикса исчерпал себя, заодно дискредитировав свою графическую основу. Вот почему я решила рассказать о лучших комиксах и их экранизациях.
О комиксах
Не случайно в 1963 году издательство «Детский мир» сменило название на «Малыш» — ведь именно таким было кодовое имя атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Конечно, шпилька в адрес увлеченных японской мангой конкурентов из «Веселых картинок» не была главной целью этого ребрендинга: комиксы «Малыша» действительно переполнены эсхатологическим ужасом. Вселенная «Малыша» стремительно заполнилась чрезвычайно популярными супер-героями серии «Октябрята — смелые ребята».
Пионер-герой умирает несколько раз и всегда возвращается, как того требуют законы комикса. Павлика Гнездилова суперзлодеи задушили, потом зарубили топором, потом сбросили в подпол, извлекли оттуда и заживо похоронили в болоте. Надю Богданову били шомполами, пытали, расстреляли, но она уцелела и бежала из братской могилы. Тогда ее схватили снова, облили на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду и бросили — парализованную и слепую — на улице. «Допросы и пытки, пытки и допросы. Болит все тело», — этот текст сценариста В. Морозова из врезки комикса «Володя Щербацевич» мог бы стать эпиграфом ко всей линейке.
Об экранизациях комиксов
«Новые приключения неуловимых» Эдмонда Кеосаяна вышли в прокат в 1968 году и стало ясно – перезагрузка удалась. Если «Неуловимые» были фундаментом, заложившим уникальную (отличную от мрачной шерстобитовской) атмосферу кинокомикса как карнавального веселья, садомазохистской оргии, праздника влечения к смерти и обретения бессмертия, то «Новые приключения» погрузили зрителя в рефлексию по прошлому, в частную драму.
«Тачанка с юга», снятая на студии Довженко в 1977 году, стала своеобразным ответом Шерстобитова Кеосаяну. Юный герой Гражданской войны Шура (Саша Стригалев) становится верным помощником чекиста Бардина (блестящая роль Станислава Коренева). Ураганный дуэт двух супергероев — немолодого и совсем юного — вершит кровавый суд на юге Украины, где действует банда Аркадьева.
moskovitza (moskovitza)