А.Ерёмин: История «Хакера»

Хакер

Мечта любого комиксиста – увидеть свои работы опубликованными. И желательно, отдельной книжкой. И – где-нибудь за границей! И чтоб на родном языке!!! Как, например, у Александра Ерёмина.
Книга «Хакер» А.Ерёмина вышла в конце 2008 года в бельгийском издательстве «двойным» тиражом: одна партия на французском, другая – на русском. Эта новость стремительно облетела весь интернет и запала в сердца страждущим, возбудив массу вопросов, догадок и пересудов. Поэтому-то мы и решили поговорить с автором «Хакера». Чтобы всех ещё больше заинтриговать и взбудоражить!


Про «Хакера»

— Издать книгу своих комиксов в Европе – это круто! За границей комиксы и читают больше, и деньги за них платят хорошие. Многие спят и видят, как их все европейские издательства (ну, или одно хотя бы) срочно печатать начнут и можно будет уехать в лучший мир из этой нашей России… Ваша книга опубликована в Европе, что это — первый шаг к переезду из России? Как вообще вы попали в репертуар европейского издательства?
— Уезжать я никуда не собираюсь. Здесь мои друзья, а это по-моему главное.
В издательство Jocker попал окружными путями, я много лет искал себе издателя. Проблема в том, что пристроить в Европу уже готовый альбом сложно. Заявку – проще, поскольку издательство тогда может вмешаться в процесс создания. Например, «Солей» просил перерисовать один кадр, потому что движение внутри страницы показалось издателю неправильным. Я нарисовал им два варианта на выбор.
На самом деле вмешиваются очень редко, но хотят иметь такую возможность.
— Что это за книга для «Солей» была? Она как-то связана с «Хакером»?
— Книга — «Цикл башен». Хакер вырос из нее. Когда «Солей» вернуло мне права. По контракту оно сделало это через три года, так как не напечатало книгу. Я понял, что BD в таком виде оставлять нельзя. Но бросить проект, в который вложено столько труда я не мог.

Хакер

— Кстати, что это за жанр?
— Жанр – фантастика, но очень близкая к нам по времени. В комиксе 2049 год. Надеюсь, мы до него доживем!
Идея появилась сложно. Я сделал комикс «Цикл башен» в 2001 году. Сценарист был француз. И не смотря на то, что история мне не нравилась, я был уверен, что все пройдет.
-То есть, вы связались как-то с «Солей», показали рисунки, редакторы покрылись холодным потом от восторженного ошеломления. А потом сказали: «Вот вам сценарий, сделайте из него конфетку», да?
— Нет. Никто меня не ждал с распростертыми объятиями. Общался я только по интернету. Пытался устроиться художником в Америку. Делал пробы на Даредевила, Бетмена и Бафи. Но издатель «Марвела» мне написал, что я занимаюсь ерундой и у меня типичный европейский стиль. Тогда из европейских художников я знал только Жиро-Мёбиуса, Серпиери и Манару. Величины до которых мне еще расти. Я, конечно, впал в депрессуху. Недельку побился головой об стену, а потом стал заходить на французские форумы где собираются авторы. Языка не знал. Но старый добрый переводчик «Промт» мне помог.
На одном из форумов я разместил объяву, что «так и так», ищу сценариста. Жан был первым, кто откликнулся. Мы сделали пробы по его сценарию, и он повез их в издательство. Издательство посмотрело и подписало с нами контракт.
Миша Хачатуров перевел для меня сценарий, и я сел рисовать.
— А что было дальше?
— Комикс отказались печатать. Потом Жан умер. Я даже толком не знаю от чего. Жаль парня! Прошло ещё три года и издательство «Солей» вернуло мне права на мои рисунки. Я как следует разозлился и придумал совершенно новую историю. И хотя от первоначального сценария оставил только имя главного героя, мне показалось, что эту книгу надо посвятить Жану. Что я и сделал. Пришлось переделать половину книжки и даже увеличить ее с 46 до 52 страниц. На тех страницах, где раньше герои говорили о фантасмагоричной ерунде, они стали говорить о политике, там где были тупые фантастичные штучки – я разработал целую систему начала сращивание человека с сетью. Но по первому альбому нельзя понять о том насколько глубоко я все продумал, поскольку я оставляю много загадок на будущее и обманок, которые потом раскроются.

— Расскажите о персонажах «Хакера».
— Они все перекочевали из первого варианта книжки, который был придуман французом. Единственное – я немного поменял их характеры. Например, главный герой из раздолбая превратился в глубоко законспирированного контрразведчика. А главная героиня из туповатой женушки в порывистую и веселую девушку.

Хакер

— Сколько времени у вас ушло на создание полностью завершённого альбома?
Даже не знаю. Можно посчитать по полосам. Полностью готовую полосу от раскадровки до цвета я делаю неделю. Это может показаться долго и на других проектах я самое большее тратил на полосу три дня, а обычно меньше. Но в «Хакере» очень высокая детализация, а это требует времени.

— «Хакер» написан в такой уже классической европейской манере. А для японцев вы рисовал мангу? Значит, для вас нет «нелюбимых» направлений в комиксах и вы готовы рисовать по-разному?
— Я хочу сочетать стили, поскольку мне в каждом видятся сильные стороны. Сейчас я читаю много манги и многое мне нравится, а в европейском направлении мне нравится тщательность исполнения. Надо скрестить!

Про себя

 

Краткая автобиография
Родился в СССР 10 января 1970 года. Школа – 8 классов, потом техникум. Специальность – наладчик станков с ЧПУ. Попал по распределению в секретное НИИ, проработал там полгода и не выдержал. По ящику как раз крутили рекламу о курсах мультипликаторов. Пошел и поступил на них, конкурс был очень большой, но я чем-то понравился и меня взяли. Учился. Потом несколько лет рисовал мультфильмы. Дослужился до художника-постановщика, но тут случился путч. Советский Союз развалился и «Мульттелефильм» закрыли. С тех пор на вольных хлебах. Рисовал все, что попадалось под руку, не привередничал. От раскадровок рекламы до книжных иллюстраций. Но параллельно реализовывал свою страсть — комиксы.

— С «Хакером» ситуация прояснилась. Расскажите, а с чего вообще началась ваша комиксная история? Как и почему начали рисовать?
— Я увидел «Инкаль» Мёбиуса и влюбился с первого взгляда, вот то, что бы я хотел сделать. Но у меня не хватало мастерства рисования и я занялся самообучением. На это ушли годы, я и до сих пор учусь.

— Можно сказать, что Мёбиус был вашим учителем?
— Да, моим заочным учителем был Мёбиус — Жиро. Когда я увидел его серию «Блюбери» то обалдел от качества рисунка и постановки.
А так – я учился сам. Учителей не было. Даже когда я занимался мультипликацией, то считалось, что на студию принимают только умеющих рисовать и рисунку нас практически не учили.

— В поисках своего «языка» необходимо прочитать много разных комиксов. А комиксы за свою вековую историю уже превратились в сложное художественное пространство. Какие сложились пристрастия?
— Если честно, то европейские комиксы я ценю за проработанный рисунок, не за историю. Мои познания во французском оставляют желать лучшего, а на английский европейцев мало переводят. То, что переводят, – это в основном журнал «Хевиметал», а там мало хороших вещей (на мой вкус). На первом месте Жиро — Мёбиус. Его работы меня цепляют.
Из американцев мне нравится Алекс Росс и Миньёла. А в обычные комиксы про супергероев я не врубаюсь.
Манги читаю много. Поскольку она доступна даже на русском. Любимый автор, наверное, Масакадзу Кацура.

— Есть какие-то ваши личные пристрастия, кого из персонажей больше любите?
— К сожалению, в комиксах я не могу назвать любимых персонажей кроме Блюбери, по тому что мне всегда нравились художники и исполнение а не их персонажи. Ведь я плохо раньше владел иностранным языком и смотрел комиксы, а не читал их.

— А любимые персонажи ваших собственных комиксов?
— Мой любимый персонаж – Максим. Потому что он – мое альтерэго. Он с легкостью делает то, что я могу только нафантазировать. Прототипом был Харрисон Форд из фильма «Блейдранер», которого я скрестил с Риком Хантером из сериала «Роботек».

Максим

— Максима сейчас можно увидеть только в интернете, и только на сайте «Комиксолёта». Расскажите немного об этом комиксе.
— Я всегда хотел делать Максима, но недостаточно хорошо на собственный взгляд рисовал, поэтому делал все остальное. Я люблю космическую фантастику, но мне никогда не удавалось ее толком порисовать, может только мой первый комикс, который я делал для себя в стол. Все остальное я делал для читателей, точнее — издателей, совершая насилие над собой. Думаю, это неправильно. Художник должен делать свои комиксы со страстью! Вот «Хакера» я делал с удовольствием!
Кстати, Максима я сейчас подготовил к повторной публикации, переделав рисунки, где они были особенно страшные, и полностью переписав текст. Но все издатели растворились, и книга пока существует только на моем компе. Я бы рад отдать и бесплатно, но некому.

— Искусство на комиксах не заканчивается. Это я к теме об учителях вернулся… Другие виды искусства тоже занимают какое-то место в мировоззрении художника, влияют на его творчество…
— В театр я не хожу уже лет десять, просто нет компании, а одному лень. Вообще всеяден. Из кина люблю фантастику типа «Дюны» или «Звездных войн», а вообще смотрю в основном аниме.

— Жанр?
— Любое аниме бывает классным, вне зависимости от жанра. Но на первом месте, конечно, Миядзаки. С ним вообще ничего нельзя сравнить.
Читаю, опять же, фантастику. Мне нравятся очень многие классики жанра, не могу особенно выделить. А из современных авторов мне нравится Пол Гамильтон и Мартин. Зачитываюсь ими!

Хакер

Про творчество

— Начну издалека. Вы любите компьютерные игры?
— К сожалению, не играю на компе. Времени нет. Если я за экраном, то работаю.
Последняя запомнившаяся игрушка – это «Дьябло». А ещё, когда бываю в гостях у друзей, то с удовольствием режусь с ними в файтинги на приставках.
— Сейчас достаточно популярно рисовать для компьютерных игр…
— Я рисовал для карточных игр. «Вархаммер», например. «Легенду пяти колец» и «Варлордов». Все для американцев, для наших — ничего.
— А «Хакера» в виде компьютерной игры представляете ли себе? Что это будет за игра?
— Наверное, это будет стрелялка с элементами квеста. Игра для любого возраста, наверное, от 13 до 100. Что-нибудь типа 13-го, который тоже по серии комиксов сделан.
— Конечно, компьютерные игры – это «немножко» не комиксы. А игры по комиксам – призрачные адаптации… Кстати, как относитесь к комиксам-адаптациям? Есть ли задумки?
-До сих пор не видел ни одной комикс-адаптации, которая могла бы сравниться с оригиналом. В комиксах должен быть свой тип историй, поэтому я не хочу ничего на эту тему делать.
— Тип историй?
— Да. В книге могут быть интересные длинные диалоги или описания характеров на несколько страниц. Интересный язык, манера подачи материала. В комиксе это невозможно. Все надо сказать кратко и выразительно. В европейском комиксе всю историю надо уложить в стандарт 46 станиц. На мой взгляд, задача огромной сложности.

— У вас есть хороший опыт работы со сценариями и сценаристами комиксов. Какие обычно бывают трудности в совместной работе? Ведь на одном только типе истории хороший комикс не создашь, надо уметь работать в команде…
— Работал с Сашей Володковичем над «Приключенцами», трудностей не было совсем. Саша мне писал краткое содержание эпизода, а я пытался его впихнуть в отведенные для серии 4 странички журнала. Потом Саша поправлял диалоги. Поскольку он, в отличие от меня, прекрасно разбирается в ДНД. А именно пародия на ДНД была основной темой. Мы как бы не делали комикс, а играли в него.
Миша Хачатуров написал сценарий манги «Секрет мамонта» для японцев. Прикольная история. Сначала манга должна была быть 10 страничек и войти в буклет, а потом японцы посмотрели несколько первых страниц и захотели томик. Работать с Мишей одно удовольствие, он написал все покадрово и мне не приходилось ломать голову, где что происходит.

В заключение

— Что хотелось бы рассказать читателю в своём творчестве, есть ли этакая «писательская сверхзадача»?
— Сверхзадача… Наверное, в том чтобы донести до читателей в развлекательной форме вечные проблемы человечества. Примером для меня в этом всегда служили братья Стругацкие. Единственная проблема, которую я не пытаюсь поднимать, это любовь. Для меня самого это загадка. Остальные проблемы, конечно, тоже загадка, но там я хоть имею собственное мнение. Скорее всего, наверное, мое творчество и есть полемика на эту тему.

Александр Ерёмин

История публикаций
Первый комикс – «Максим», 54 страницы, – был напечатан частями в журнале «Навигатор игрового мира». Далее я делал в этот журнал несколько проходных историй, которые даже не вспоминаю. Закончилось все на первом варианте комикса «Приключенцы». Он рисовался специально под каждый номер, 4 страницы.
Потом для издательства «Нитусова» я сделал полнометражный вариант – 46 страниц, перерисовав половину и перекрасив все. Нужны были денежки и продал права на него на 25 лет.

Потом вышел на французское издательство Солей, рисовал там комикс «Цикл башен» со сценаристом Жаном-Стефаном Кнейпом. Нарисовал, получил гонорар, но комикс так и не был опубликован. Издательство сказало, что он не соответствует их генеральному направлению.
Делал в Японию мангу «Секрет Мамонта», сценарий Миши Хачатурова.
Сейчас публикуюсь в бельгийском издательстве Джокер со своей серией «Хакер»
Пока на французском и русском опубликовали первый том, минимум будет три.

© «Хроники Чедрика»# 1, 2009
{mos_fb_discuss:10}
Share: