Герхарда Зайфрида (Gerhard Seyfried) по праву можно назвать отцом немецких политических комиксов. Выросший во время студенческих волнений 60-70-х, он классический западный «левак», и его творчество просто не может быть аполитично.
Герои Зайфрида – художники-нонконформисты, панки, сквотеры и другие недоволные, которые протестуют против общественного порядка. Их противники изображаются всегда карикатурно: милиционеры всегда дураки, которые обожают всех дубасить, но, в результате, сами же и получают; продажные политики и скрытые фашисты, отсталые материалисты и.т.д… Их образы настолько гротескны, что просто невозможно удержаться от смеха. А главное, Зайфрид не только над авторитетами издеваeтся — его герои тоже совершают ошибки. Зайфрид умеет смеяться над собой — и это главный секрет его успеха.
В 1977-м году Зайфрид переехал в западный Берлин — центр левых культурных движений. Там он обрадовал сердца единомышленников своими первыми книгами о хиппи, глупых ментах и открытым прославлением марихуаны (альбом „Freakadellen und Bulletten“,1979). В 80-х Зайфрид стал рисовать более длинные истории, в которых его автобиографические герои едут в Америку на борбу с узколобыми агентами FBI, КГБ и со всемирной чернильной мафией («Das Schwarze Imperium“ — «Черная империя», 1984). В эти годы Зайфрид активно сотрудничает со знаменитым автором анархистких комиксов Гилбертом Шелтоном (США) и получает широкое признание за альбом «Виммелбилдер» . В этом комиксе столько деталей, что можно их пересматривать много раз и всё время находить новые, прежде всего, политические шутки.
Кульминацией этой творческой фазы можно назвать альбом „Flucht aus Berlin“ — «Бегство из Берлина» 1990 года, в котором художник свободно играет символами и образами из прежних своих работ, комментируя важные события того времени. После очередной стычки с берлинскими полицейскими, Зайфрид отправляет своих героев — «Автора комиксов» и «Цвилле» в поздний Советский Союз, где их после многочисленных приключений ссылают в Сибирь, и они пропускают „Перестройку“.
Вернувшись в Берлин, герои снова попадают „под раздачу“: на них нападают подпольные нео-фашисты, а при падении берлинской стены восточные немцы, рвущиеся на золотой Запад их буквально затаптывают в грязь. После победы аггрессивного капитализма в объединенной Германии героям снова приходится бежать из Берлина. История просто невероятная, при этом всё происходит очень динамично и смешно, в каждом кадре какая-то шутка.
Этот отрицательный комментарий по поводу переворота говорит о том, что времена изменились. изменились они и для самого Зайфрида. В 90-х он с молодой художницей Циской опубликовал кошмарные видения будущего, где весь дегенерированный мир погружается в насилиe, а плюшевые мишки превращаются в монстров („Space Bastards“ 1993). После выхода 10 альбомов, художник ушел с сцены комиксов. От левого биотопа, в котором жил и творил Зейфрид, и в Берлине остались лишь осколки. В новом глобализированном мире враги уже не только глупые менты и правые политики.
Кто-то назовет комиксы Зайфрида наивными. Их время, действительно, прошло. Подходит, что он сейчас пишет успешные исторические романы. Но стоит перечитывать его книги, вглубиться в его «Виммелбилдер», думать об его политическых намёках и прежде всего смеяться об его бессмертных шутках.
Robert Heckert
Комиксы в переводе Е. Воронова*:
*Перевод комиксов был осуществлён в рамках проекта «Респект«.