C третьего номера «ХЧ» мы вводим ещё одно хорошее правило: мало того, что каждый выпуск посвящён определённой теме, так ещё и в каждом номере будет свой главный герой! Сегодня им является Алексей Иорш. На роль главного героя будем приглашать только художников, потому что только художник сможет реализовать своё почётное право на создание обложки выпуска! Так мы соберём коллекцию уникальных артефактов!
В большом интервью с главным героем мы рассуждаем на тему номера, говорим о жизни и искусстве. Кроме того, если нам удастся договориться с одним из издательств о регулярном (хотя бы ежегодном) издании «Сборника ХЧ», то в «визуальной части» печатного издания совершенно определённо будет большое портфолио главных героев или их отдельные некоммерческие комикс-проекты.
Но… Это планы, перспективы и надежды. А сейчас есть кое-что более конкретное: известный московский комиксист Алексей Иорш и уже успевшая набить оскомину (некоторым участникам интернет-дискуссий вокруг «ХЧ») тема…
Насилие и секс в комиксах
Алексей Иорш: Преамбула – давай сразу поймем, что речь не идет о реальном сексе и насилии, речь идет об ИЗОБРАЖЕНИИ секса и насилия. Если мы это поймем, то поймем, что тут скорее вопрос КАК, а не ЧТО?
Какую роль в комиксах играет изображение сцен насилия и секса? Как думаете, почему комиксисты прибегают к этим темам?
Отсылки – фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм», «духовные» картины эпохи Возрождения, на самом деле являвшиеся ни чем иным как скрытой эротикой.
Нужна ли цензура в комиксах?
Есть один аспект, где я бы точно хотел видеть цензуру – это чтобы в комиксах не было бы пропаганды фашизма, расовой нетерпимости, глумления над историей нашей Родины.
А вот это унылое говно, когда комикс состоит из путешествия героя от одного молотилова в другое, дескать, зырьте, как я мышцы хорошо рисую – это, конечно, насилие и секс, но насилие над собой и ёбля мозга читателю.
У нас странная хуйня получается – Сорокин вон, лежит в каждой вокзальной лавке, как национальный железнодорожный бестселлер, а к комиксам предъявы как будто в институте благородных девиц. Я, конечно не против попыток издаться через мейнстримовые издательства, или вон, как Миша Заславский делает (успехов ему в его этом нелегком деле), но почитаешь аргументацию какого-нибудь «замейнстримщика», и охуеешь – как будто у нас есть какой-то мейнстрим. Нельзя у нас говорить о каком-то мейнстриме, потому что стрима нет. А есть стрём. Реально же на обе страны – Украину и Россию – ну человек двадцать от силы могут нарисовать нормальную, интересную графическую историю. Короче, у нас секса как не было, так и нет, и насилия тоже нету.
О себе
Я лет с 12-ти уже решил, что буду художником. Потом с 14 лет занимался карикатурой, потом встретил Капранова, он меня и затащил во все те веселые расклады, которые сделали меня тем чудовищем, каковым я сейчас являюсь.
Искусству я учился в Заочном Народном Университете Искусств у Николая Ротанова. К нему на консультацию приходили люди – от модных девиц или бабуль преклонного возраста до вполне умелых ребят, которые занимались серьезно где-нибудь в студиях. Дело в том, что диплом ЗНУИ приравнивался к профессиональному диплому, и давал возможность работать по специальности. В СССР без профильного диплома не брали на работу.
Так вот, Ротанову было все равно, на чем и как нарисована работа. Хоть шариковой ручкой на промокашке. Он разбирал работу с позиций элементарной грамотности – композиция, перспектива, внятность изображения, цвет и колорит.
Что особенно ценного вы вынесли из этой учёбы?
Никого не было.
Существует ли разница между карикатуристом и комиксистом? В чём она проявляется?
Как я уже говорил, мы были очень дружны с основателем КОМа Сергеем Капрановым. Мы с ним практически не расставались. Но я не сразу заинтересовался комиксом, и появился далеко не на первом заседании. Тусовка мне понравилась, бухали там хорошо, и я остался.
А поскольку я вскоре стал работать с Серегой, то разделил с ним часть административной нагрузки по КОМу, и технические вопросы подготовки работ к печати и пр.
Что значила студия для вас в те годы?
Ну конечно, бухла было выпито немерено, и всяких хулиганств нахулиганено…
Какую роль в тогдашней комиксной среде вообще играл алкоголь?
Алексей Иорш: Избранные карикатуры! |
Чем вы теперь зарабатываете на жизнь?
Про творчество
На «пьяный» и «трезвый».
Может выставку «Китов» получится устроить – это мой такой дигитальный проект, пока живущий в моем жж.
специально для «ХЧ» #3’09
1 thought on “Алексей Иорш: О жизни и смерти героев”
Comments are closed.