В 2011 годуЦентр комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодёжи порадовал любителей и исследователей визуальной культуры очередным, вторым сборником статей и комиксов «Изотекст».
По сути этот сборник — логическое продолжение «Хроник Чедрика», поскольку над ним работают все те же люди, и даже во второй сборник попали некоторые материалы, которые в своей первой редакции были опубликованы на нашем сайте.
Предлагаем читателям ознакомиться со вступительной статьёй «Изотекста-2011», которую мы приводим здесь полностью.
Второй выпуск «Изотекста» получился совсем не таким, каким планировали мы его изначально. Вместо прежнего теоретизирования, нынешний сборник переполнен комиксами. Да и предлагаемые вашему вниманию комиксы уже не настолько «андеграундные», как в предыдущий раз.
Ну, а чего же вы хотите? За год работы Центра комиксов многое стало яснее, какие-то прежние иллюзии развеялись, стало понятнее, что вообще нужно людям и о чём следует
говорить в первую очередь. И если ещё год назад на страницах сборника мы обращались к почти неведомому нам «читателю» и могли только предполагать, кто он и чем занимается, то теперь многих из вас, кому попадёт в руки эта книга, мы, можно сказать, знаем в лицо и, конечно же, очень рады очередной встрече. И надеемся, что круг людей, кому наш сборник покажется интересным и полезным будет только увеличиваться!
О чём же пойдёт речь в «Изотексте-2011»?
На сей раз содержимое сборника рубрицировано по-новому. Мы предлагаем вашему вниманию четыре раздела и два блока бонусных материалов.
По традиции в первый бонусный раздел мы поместили работу молодых авторов, только заявляющих о себе на комиксном пространстве России. Это история «Sanguis», созданная творческим дуэтом художницы и сценариста, известных под никами Meethos и Zug Wicked. «Sanguis» — мистическая вампирская история, герой которой попадает в весьма запутанные обстоятельства. Другой бонус ожидает вас на последних страницах сборника. Это две истории московского мэтра Аскольда Акишина.
Новелла «Слухи» была создана по заказу музея «Тульский некрополь» и основывается на вполне реальных историях, которые и сейчас можно услышать во время экскурсий по Всехсвятскому кладбищу Тулы. Комикс «Космос» особенно порадует представителей старшего поколения.
А чем же порадуют основные разделы?
К комиксу как явлению культуры мы предлагаем подходить комплексно, рассматривая рисованные истории не как частное проявление творческого начала, а как феномен глобальной визуальной культуры, который, словно карта в основании большого карточного домика, связан со всей архитектурой современной цивилизации. К сожалению, наше общество долгое время развивалось не имея достаточно полного представления о процессах в мировой культуре. И сегодня, когда мы плюхнулись в глобальный мир, нам всё ещё сложно барахтаться в его новых для нас форматах. И нам, в рамках определённых сборником границ, предстоит ещё много о чём поговорить, прежде чем мы сможем уверенно сказать: теперь мы знаем, что такое комикс.
Итак, в разделе первом, теоретическом, мы поговорим о явлении, которое принято называть «иконическим поворотом» — о том, как случилось, что в наше время изображение возобладало над текстом и само стало «текстом». А в статье Михаила Хачатурова вас ждёт увлекательный рассказ о месте биографических комиксов в европейском популярном чтении.
В художественном разделе мы опубликовали фрагменты из двух восхитительно нарисованных комиксов: «Иллейн. Другая сторона зеркала» и «Эмиль и Софи». Автор первой работы — наш бывший соотечественник Андрей Аринушкин. Теперь он успешный французский комиксмен, а книга «Иллейн» выходит из печати в Париже буквально в те же дни, когда и её русскоязычный фрагмент в «Изотексте». «Эмиль и Софи» — историческая драма финского мастера Тимо Мякеля. Действие разворачивается в начале в. в Финляндии, которая тогда ещё была российской провинцией. В какой-то момент исторический центр Хельсинки (место действия комикса), начал подвергаться массовой перестройке. И тогда власти города заказали фотохудожнику серию снимков, чтобы хоть в памяти сохранить облик старого Хельсинки. Мякеля воспользовался этими фотоснимками для изображения видов города…
В третьем разделе мы продолжаем темы, затронутые в сборнике 2010 г.: комикс как социальный инструмент, исторические предпосылки для возникновения комикса как культмассового явления на богатом опыте японской культуры.
Ну, а последний раздел, информационный, будет особенно интересен специалистам — библиотекарям, издателям и книготорговцам. Вас ждёт рассказ о шведской библиотеке комиксов, об истории развития финского комикс-сообщества, о нашем Центре комиксов и визуальной культуры. А также обзор рынка манги за 2010-2011 гг.
Купить второй выпуск «Изотекста» можно в магазине «Чук и Гик» или непосредственно в Центре комиксов и визуальной культуры в Российской государственной библиотеке для молодёжи в Москве.
Александр Кунин