«КомМиссия» — международный фестиваль комиксов, который вот уже одиннадцать лет проходит в Москве. В 2012 году он проводится с 27 апреля по 27 мая. Мастер-классы, лекции и встречи с гостями фестиваля были сосредоточены в рамках первых выходных мая до 9 числа. Выставки можно посмотреть до 27 мая.
В нынешнем году фестиваль проходит на территории ЦСИ «Винзавод» в помещении, которое называется «Большое винохранилище». Следует уточнить, что «Винзавод» когда-то действительно был винным заводом со всеми вытекающими последствиями. Сегодня же это арт-центр, в котором расположились разнообразные галереи, магазинчики и кафе, а о былой специфике напоминают только названия отдельных помещений — цех красного, цех белого, бродильный цех и т.п.
Что советую посмотреть
В первую очередь, конечно, расскажу о тех выставках, к организации которых Центр комиксов и ХЧ имеют самое непосредственное отношение. Речь идёт о выставке работ Андрея Аринушкина, подробнее о котором мы писали в предыдущей статье, и проект Алёны Камышевской «Мой секс«.
Уже и не помню, почему в прошлом году возникла идея рассказать в «Изотексте-2011» про Аринушкина.
Может, потому что Миша Хачатуров присоветовал, может потому что на сайте «Рус-бд» попался на глаза комикс «Эвен«, а может и еще по какой-то причине.
В конечном итоге как-то так сложилось, что мы решили устроить визит нашему французскому соотечественнику в Москву. Французское посольство в оплате грузоперевозки отказало, сославшись на отсутствие у Аринушкина нужного гражданства, а вот Хихус идеей проникся и нашел где-то денег.
В общем, 3-го мая Андрей был уже в Москве! Ситуация со встречей дорогого гостя очень быстро вышла из-под контроля и затянулась, так что на закрытый просмотр «Хранителей» в тот вечер я так и не успел. Кстати, все последующие дни с Аринушкиным тоже оказались один веселее другого. Но эти истории приберегу для мемуаров:)
Аринушкин, безусловно, шикарен! Его мастер-классы были живыми и яркими: никакого занудного монолога «про себя», никаких «картинок с экрана»… Акварель, огромный лист бумаги, вино, коньяк и фейерверк эмоций! Давно я такого не видел… А ещё Андрей привёз с собой массу оригиналов: наброски, эскизы, готовые страницы комиксов и их варианты. Все эти бесценные вещи можно было купить «с рук» буквально тут же, на мастер-классах. На первой встрече, в Центре комиксов, народ ещё стеснялся. А на второй, уже на КомМиссии, торговля искусством комикса пошла весьма бойко.
Работы Андрея Аринушкина можно посмотреть в одном из залов Главного винного хранилища. Там представлены фрагменты из комиксов «Эвен», «Жар-птица» и «Иллейн». Кстати, хайрезы комикса «Жар-птица» таки-удалось мне выцарапать из рук автора! А это значит, что в скором будущем русский читатель сможет насладиться одним из самых крутых комиксов Андрея Аринушкина!
С Алёной Камышевской всё немного сложнее.
Во-первых, «живьём» этого автора никто ещё не видел; во-вторых, есть подозрения, что это псевдоним и кто-то за ним скрывается; и наконец, что её комикс «Мой секс» — это такой хитроумный издательский проект и скоро на прилавках появится одноименная книга. Что ж, вероятно, всё так и есть.
Но в первую очередь, «Мой секс» — удивительная история, которая будет интересна самым разным читателям.
Люди старшего поколения, которые родились и выросли в Советском Союзе, с ностальгией будут вспоминать общие для них всех эпизоды из пионерлагерей, первых «взрослых» тусовок, а также первую трогательную и ангельски-невинную дружбу в семилетнем возрасте, которая проходила под присмотром родителей и улюлюканье завистников, «тили-тили-тесто жених-и-невеста».
Авангард современной молодёжи, поназаканчивавший вузы и считающий себя уже стариками в свои неполные 30 с хвостиком лет, с особым смаком будут выхватывать из этого комикса приметы советского прошлого, чтобы потешить себя мыслью «да, я помню! я знаю, и в моем детстве что-то такое было! мы ведь тоже из ссср!».
Ну, а «начинающие взрослые», старшеклассники, ребята стремящиеся к свободе и независимости от школы и дома, найдут в этой книге ответы на главные вопросы: почему так трудно быть самим собой, почему любовь — это всегда так непросто, зачем жить если тебя никто не понимает…
Короче, «Мой секс» — это полная чёрного юмора и сарказма сентиментальная история про девочку, познакомившись с которой вы навсегда станете другими.
«Мой секс» также висит в одном из залов на фестивале «КомМиссия». Причём, при подготовке выставки, были соблюдены все меры предосторожности: насколько это было возможно, постарались изолировать комнату с выставкой, сделали отдельный вход, написали, что детям до 16 лучше сюда вообще не соваться, ну и так далее.
А что ещё?
Условно говоря, на фестивале в этом году две главные экспозиции: выставка конкурсных работ и выставка комиксов из проекта «Респект«.
Кстати, в этом году достаточно ярко вырисовалось общее настроение конкурсантов: в большинстве случаев их работы — уже вполне оформившиеся заявки на книжные проекты. И это, конечно, прогресс. Если вспомним, очень долгое время московский фестиваль комиксов был почти единственным стимулом для комиксистов. И многие, называющие себя комиксистами, успокаивались на том, что раз в год выдавливали из себя очередную порцию комикса на три-пять страниц. Теперь же становится ясно, что комикс начал жить и вне рамок и стен фестиваля. И это хорошо!
Да и руководство «КомМиссии», если честно, тоже начало жить вне стен фестиваля. И «Респект» — тому свидетельство.
«Респект» начался пару лет назад. Помню, как на одной пьянке, приуроченной к визиту А. Ходоровски на кинофестиваль в Москве, Хихус обмолвился, что ему кажется социальный комикс самым актуальным делом сейчас, что комиксы в России потому и слаборазвитые, что они не касаются насущных проблем и т.п. Спорить с ним тогда было бессмысленно, у нас действительно в ту пору социального комикса не было. У нас тогда вообще мало что было.
И вот, буквально через год после того разговора, из организаторов фестиваля образовалась группа энтузиастов с проектом «Респект». Суть проекта заключалась в идее, что языком комикса можно говорить с молодёжью о взаимоуважении, можно формировать атмосферу терпимости в обществе, можно объяснить, что гордость за себя, за свой народ — первый шаг к уважению и других народов. Что быть не таким как все — это нормально. Ведь мы все разные.
Прописные, в общем-то, истины. Любая религия, даже христианство и ислам, если обратиться к основам веры, исходит из этого постулата. Но всегда найдутся люди, заинтересованные в насилии, разжигании конфликтов на почве какой-нибудь любой розни. Поэтому деятелям искусства всегда будет чем заняться. А комикс — это искусство. И если у нас не было социального комикса, то это закономерно, что он появился.
Проект был организован при поддержке Евросоюза и ряда региональных учреждений культуры. Первоначально свой интерес в проекте выразили немецкий, английский и, кажется, испанский культурные центры в Москве. Однако, Британский Совет очень быстро «сдулся». Одной из причин тому послужил комикс Алима Велитова, в котором он изобразил один день паренька, просто вышедшего на улицу погулять и попавшего под «перекрёстный обстрел» массы каких-то высокоидейных банд, которые наперегонки стремятся затащить его в свои ряды. Тут и «синие ведёрки», и хоругвеносцы, и гей-активисты и бог знает кто еще…
Причём этот комикс практически зеркально отражал то, что происходило на улицах Москвы в тот момент, и Британский Совет сначала потребовал снять этот комикс из экспозиции, чтобы избежать ненужного политического ангажемента вокруг себя (ну, типа враги, типа подогревают обстановку), а потом и вообще сбежал из проекта, от греха подальше.
Сегодня главным соавтором «Респекта» остаётся Гёте-институт, культурный центр Посольства Германии, и лично Вольф Иро, для которого фашистская катастрофа Германии — личная трагедия, и он надеется, что продвигая «Респект» можно предотвратить повторения подобного ужаса.
В принципе, все выставочные работы конкурсной программы фестиваля можно посмотреть на сайте «КомМиссии», а работы авторов «Респекта» — на официальном сайте проекта.
А вот чего уж точно ни в каких интернетах не найти, так это ряд более скромных выставок, которые также висят в Большом винохранилище:
- CatfishDeluxe — французская комикс-студия, представители новой волны BD;
- Миккель Соммер – молодой и талантливый комиксист из Дании;
- Выставка «Настоящие Супергерои нашего времени: БиоГрафические новеллы» (посвященная выходу на русском языке манги о Далай-ламе). Автор проекта – Эйдзи Шимидзу (Япония), который решил создать манга-серию, рассказывающую о людях, изменивших мир. В настоящий момент изданы книги о Далай-ламе XIV, Матери Терезе, Че Геваре, Махатма Ганди. Готовятся к изданию и другие, например, о Мартине Лютере Кинге;
- Персональные выставки работ К.Комардина, М.Богдановского, Е.Пронина;
- Выставка авторов нового московского журнала комиксов «Баббл»;
- Истории о маленьком кролике Екатерины Толстой (при поддержке издательства «КомпасГид»);
- «Путешествие Лемури» Джулио Де Вита;
- а также выставка восхитительного комикса о приключениях принца Вэлианта, подготовленная издательством «Зангавар», которое тешит нас обещанием издать этот комикс на русском.
Кстати, итоги «КомМиссии»-2012 уже подведены и ознакомиться с ними можно на специальной странице.
Британский Совет не уважает Коммиссию? :)
Захар, тут дело совсем не в этом))) для них Коммиссия — одна из сотен культурных организаций, с которыми они так или иначе общаются. перестанешь работать с КомМиссией — никто не заметит, а дашь повод обвинить во вмешательстве во внутренние дела чужой страны (а мы чужие для них. для Франции мы тоже чужие, если что) — сразу международный скандал. им такого не надо))) логично.
История и автобиография в комиксе — такова была тема Бумфеста в 2009 году, и мы каждый год уделяем внимание лучшим образцам социального комикса.
Да, Дима, вы молодцы! кстати тот разговор с Хихусом тоже в 2009 году был… в октябре где-то.. многие вещи происходят синхронно, и это хорошо)))