Отто Синисало: «Политика – частая гостья в комиксах»

Отто Синисало(Otto Sinisalo) — род. в 1979г.

Отто Синисало.
Фото (с) KomMissia.Ru
С 2002 года пишет статьи о комиксах в журнале «Sarjainfo», который выпускает Финское Сообщество Комиксистов, в 2003 г. становится полноправным членом Сообщества, а в 2006 — директором ежегодного Фестиваля комиксов в Хельсинки (Helsingin SarjakuvaFestivaalit). Автор статей для журналов фантастики, литературных изданий и книг. Читает лекции о комиксе. Получив образование в сфере бизнеса, успешно применяет свои знания на практике, развивая комикс-культуру в Финляндии.
По материалам сайта KomMissia.Ru

Хроники Чедрика: Расскажите, пожалуйста, о комикс-фестивале в Хельсинки. Когда и как он проходит? Какие цели преследует и какими проблемами интересуется?

Отто Синисало: Хельсинский Фестиваль комиксов, по моему мнению, – самое важное комикс-событие в Финляндии. Он проводится каждый год в сентябре и собирает приблизительно 6 000 посетителей. За несколько лет нам удалось стабилизировать финансирование и организацию многих молодых профессионалов, добровольно работающих над подготовкой мероприятия в течение всего года. У нас есть международные гости – художники, проводящие мастер-классы, и выставки, представляющие также работы финских художников. Главнейшая наша цель состоит в том, чтобы как можно ближе познакомить читающую публику с комиксами. Так что этот фестиваль для комикс-индустрии — самое важное медиа-событие года в Финляндии, он одновременно и место встречи с коллегами, и канал связи с издателями и зарубежными профессионалами.

Сайт Хельсинского Фестиваля Комиксов (на финском языке) — SarjakuvaFestivaalit.fi

Фестивальная программа состоит из групповых обсуждений, лекций, автограф-сессий и выступлений, а также выставок. У нас обычно бывает до 10-ти комиксных выставок в окрестностях Хельсинки.

Кроме того, мероприятие это ещё и коммерчески выгодное: многие небольшие издательства за два дня получают 10% от своей годовой выручки. Так что наш фестиваль для издателей и их бизнеса – событие и впрямь важное. Мы предоставляем бесплатные столы и выставочное пространство для самиздата молодых, для которых Фестиваль зачастую – первое место, где они могут выставить на продажу свои книжки комиксов.

ХЧ: Какое место в комиксах вообще, и в финских комиксах в частности, отводится политике?

ОС: Я думаю, многие художники и комиксисты, в силу специфики своей работы, «леваки» и не придерживаются консервативных взглядов. Это принуждает их вдумчиво изучать политические, общественные и даже философские темы – поскольку они склонны подвергать сомнению текущее состояние дел, а не принимать его. Так что, я полагаю, политика – частая гостья в комиксах, даже при том, что сами эти комиксы не обязательно являются «в чистом виде политическими».

ХЧ: Можете ли Вы вкратце рассказать об истории финского политического комикса? В чём его уникальность?

ОС: Политическая карикатура в Финляндии существует почти столько же, сколько газеты. Во время Мировой войны некоторые финские комиксы использовались для пропаганды, как это делалось всюду в Европе и в США.

Самым известным политическим карикатуристом был Кари Суомалайнен (Kari Suomalainen), имевший большое влияние в 60-70-ые годы. Несмотря на свои консервативные убеждения, он обычно давал точный и исчерпывающий комментарий к текущим событиям. Даже уйдя из жизни, Суомалайнен остаётся самым почитаемым карикатуристом в финской истории.

Слева направо: Кари Суомалайнен и его комиксы — «Их жизнь» (Henkensa Kaupalla), «Какой магазин менее привлекателен», «Загадка для автолюбителя» (из книги каркатур Кари «Sorry, sir»)
В качестве другого примера назову Тоуко Лааксонена, известного во всём мире как Том-Финляндец (Touko Laaksonen aka Tom of Finland) — комиксиста, рисовавшего андеграундные комиксы о гомосексуальной субкультуре в те времена (60-ые и 70-ые годы), когда гомосексуализм был всё ещё вне закона. Этот поступок можно считать безусловно политическим актом, даже при том, что его комиксы по существу политическими не были. За рубежом он остаётся одним из самых известных финских комиксистов.

 

Журнал «Бородавочник» (Pahkasika) [1] в 80-ых и в 90-ые годы представлял вниманию читателей юмористические комиксы, некоторые из которых являлись политически склонными пародиями.

Я не могу сказать, уникальна ли финская культура политического комикса – в конце концов, политическая карикатура распространена практически во всех странах мира. Я думаю, что художники-комиксисты всего мира склонны политизировать, поскольку комикс может использоваться как посредник для политического месседжа, вне этой формы становящегося нравоучительным или тяжеловесным.

ХЧ: Есть ли сейчас в Финляндии комиксмейкеры, работающие исключительно в сфере политического комикса?

ОС: Есть некоторые комиксисты, специализирующиеся на политических комиксах, такие, как Тимо Мякеля (Timo Mäkelä), недавно опубликовавший две антологии политико-сатирических комиксов. Политические карикатуры самого Мякеля и других художников появляются в газетах ежедневно.

 

Слева направо: Тимо Мякеля и его комиксы — «Счастливец Че» и «Секрет резиденции президента» Страница Тимо Мякеля — Sarjakuvan mestari Timo Makela
В том же издательстве недавно вышла и книга Карстена Волле (Karstein Volle), норвежского художника, живущего в Финляндии. Волле делает постмодернистскую критическую сатиру на текущие события и явления. Страницы Волле — на Sarjakuva.com (о Карстене по-фински) и на Flickr.com (работы художника).
Карстен Волле (фото © Suomenkuvalehti.fi) и фрагменты его комиксов
Вилле Ранта (Ville Ranta) в своих работах рассматривает темы религиозной политики и свободы слова. Его сатирический отзыв на разгром скандальной карикатуры с пророком Мухаммедом стал в 2006 году поводом для обширного публичного обсуждения. В недавней работе Ранты, «Виды молитвы» (Eräänlaisia rukouksia), рассматривается его отношение к церкви и политике современной религии.

Слева направо: Вилле Ранта (фото © Saonsanomat.fi); карикатура в поддержку Юсси Вилкуна;
обложка книги Вилле «Виды молитвы»

Ранта, так же как и многие другие комиксисты, не создаёт откровенной политической сатиры, но обращается к политическим темам субъективно, через призму наблюдения за собственной жизнью. Это, я полагаю, самый естественный путь для комиксиста, обращающегося к важным проблемам: лучше быть честно субъективным, нежели пытаться быть объективным.
Можно назвать ещё Сами Ахо (Sami Aho), который рисует для журнала «Зелёный провод» (Vihreä Lanka) политический комикс-стрип – он также стал предметом общественных дебатов в 2009 году после осуждения последней израильско-палестинской войны.

 

Слева направо: Сами Ахо, обложка его книги и фрагмент стрипа, публикующегося в журнале Vihreä Lanka.
Политические проблемы затрагивают и многие комиксы издаваемого левой молодежью журнала «Libero».
Недавняя работа Тииту Такало, «Ветра и бури» («Tuuli ja myrsky», Tiitu Takalo), выступает в защиту прав женщин в весьма политическом ключе. Страничка Тииту Такало на Suurikurpitsa.fi и статья о ней на HS.fi (всё на финском языке)

 

Слева направо: Тииту Такало (фото © HS.fi) и обложки её комиксов — «Ветра и бури» (Tuuli ja myrsky) и «Кольцо» (Kehaa)
Комикс Айно Сутинен «Такси Курдистана» («Taksi Kurdistaniin», Aino Sutinen), по сути, является основательным обзором стран Ближнего Востока в форме мемуаров. Можно, конечно, поспорить, является ли этот комикс политической работой или нет, но он действительно обеспечивает интересное восприятие культурных различий.

http://asemakustannus.com/kirjat/taksi_kurdistaniin.html

Слева направо: Айно Сутинен, обложка её комикса «Такси Курдистана» и фрагмент этого комикса

ХЧ: То есть, в Финляндии политические комиксы занимают лидирующую позицию?

ОС: Я не сказал бы, что комикс как рупор политических проблем широко распространён в Финляндии. Политические карикатуры, конечно, популярны, но более длинные комикс-истории о политике не пользуются большим вниманием. Однако комиксисты в Финляндии часто довольно политизированы по своей природе: они обращаются к проблемам личной политики и отражают в своих работах проблемы общества. Хорошим примером этого была бы Йоханна Ройола (Johanna Rojola), которая рисует полуавтобиографические комикс-стрипы, в которых часто присутствует феминистическая или иная политически сознательная тематика.

ХЧ: Вы, как организатор комикс-фестиваля, считаете ли важным уделять особое внимание политическому комиксу в общей фестивальной программе?

ОС: У нас некоторое время не было чисто политической темы для Фестиваля, но вообще мне нравится привлекать внимание к художникам, которые в своих работах затрагивают политические проблемы. Например, нашим фестивальным художником-2009 был Олли Хиетала (Olli Hietala), который в своих комиксах рассматривает сексуальную политику через призму юмора. Это — важный аспект комикса: обращение к серьезным проблемам в популярной культуре. Художником-2010 будет Милла Палониеми (Milla Paloniemi), в своих работах страстно защищающая права животных.

Вопросы задавал А.Кунин, перевод — О.Ольгерд,
специально для журнала «Хроники Чедрика» # 7’2009