«Blacksad»: детектив в стиле нуар

«Однажды я напишу свои мемуары.
На своем веку я повидал много удивительных вещей, так что те, кто эти страницы прочтут, будут думать, что всё, изложенное на них — сплошная выдумка. Ведь не может же быть, чтобы такое количество зла было в этом мире.
Я даже не удивлюсь, если мои воспоминания в конце концов будут опубликованы в виде детективного романа…
Они непременно будут хорошо продаваться. Народу нравятся ужасные истории…
Как иронично. Я умру богатым и непонятым».
Этими словами открывается второй том комикс-трилогии о частном детективе Джоне Блексэде — «Blacksad». Этими словами открывается один из лучших существующих комиксов, и фантастический, чарующий тусклыми отсветами фонаря на мокром асфальте детектив в стиле нуар.

Отдельное спасибо сайту Rus-BD.com за перевод на русский язык использованных фрагментов комикса.

 


Blacksad
— это серия комиксов, созданная двумя испанскими авторами, сценаристом Хуаном Диасом Каналесом (Juan Díaz Canales) и художником Хуаньо Гуардино (Juanjo Guarnido). В трилогию входят книги «Где-то среди теней», «Арктическая нация» и «Отчаянная душа», каждая из которых является отдельным эпизодом и законченной историей. Не буду останавливаться подробно на истории создания комикса — об этом можно справиться в англоязычной Википедии.

 

Blacksad — это мучительно стильный и прекрасно проработанный в деталях мир, пришедший из американских фильмов нуар и французских романов-policier. Отважные частные детективы-одиночки, роскошные женщины, сигареты, кофе, выстрелы и кровь. Скупленные на корню свиньи-политики и мерзкие хорьки-мошенники, быки-вышибалы и змеи-киллеры…

Говоря об анимализме главных героев, мы и подходим к главной особенности комикса. Главные герои его исполнены в виде животных — однако это не животные, играющие в людей, а люди, показывающие свою животную сущность. С одной стороны, подобный прием грешит излишней поверхностью — чёрное и белое разделено очень четко: крыса или ящер — плохие парни, кот — опасный, но благородный герой (хотя, скаем, Гитлер, появляющийся на фотографии в эпизоде третьего тома, тоже изображён красивым и опасным котярой). С другой стороны, подобный подход срывает ненужные покрывала, позволяет оперировать сутью понятий. Что до изысков подмены смысла — об этом потрудится история. И тут бывшие друзья готовы воткнуть нож в спину, а негодяи обнаруживают черты, в чем-то импонирующие читателю.

В первом томе, «Где-то среди теней», мы знакомимся с нашим главным героем — детективом Джоном Блексэдом. И, как того требует хорошая нуар-история, сразу перед нами и труп. Прекрасный труп. Самый красивый труп молодой актрисы… бывшей возлюбленной главного героя. Это и станет главным мотивом расследования. «Неподалеку скрывался убийца, виновный минимум в двух преступлениях — так как он убил живого человека и мои воспоминания«. В общем, первая история довольно типичная для жанра, и содержит все необходимые атрибуты крутого детектива-боевика.

Том второй — «Арктическая нация» — можно описать одной фразой, произнесенной его героиней: «мечты превратились в кошмары». В городе на почве нацизма совершаются жестокие казни, за которыми стоит банда»Arctic Nation», а Блэксед занят поиском пропавшей девочки. Переплетутся ли эти истории? Несомненно, ведь пропавшая девочка — «цветная». Кстати, да и сам Блэксед, чёрный кот, не очень любим белошкурыми нацистами. Замечательная, страшная и жестокая история, — и пусть это грубо, но смотреть на то, как гадина пожирает гадину, довольно-таки приятно…

Том третий — «Отчаянная душа». Блексэд в Лас-Вегасе, здесь он должен выполнить одно обещание, данное персонажу предыдущего тома, а именно — отвезти того в Лас-Вегас. Ведь он сорока, а те так любят все блестящее… Блексэд в Лас-Вегасе, и урна с прахом с ним. Америка на пороге великой чистки от коммунистического элемента, — но если политические игры опасны, то и не менее опасным оказывается прошлое, которое скрывают даже самые близкие наши друзья. «Только не говорите, что и вы поверили в эту сказку об Америке — земле второго шанса». Но важнее то, что это история ставит вопрос: можем ли мы искупить самые чудовищные из наших ошибок, или всё же обречены прожить и уйти со своим грехом, несмотря на любые попытки искупления?

Впервые с историей «Blacksad» я познакомился, работая в книжном магазине французской литературы, где и продавался этот комикс. Мои куцые и отрывочные знания языка не позволяли мне в полной мере следить за историей, поэтому я просто заворожённо рассматривал картинки. Каждую. По отдельности. В деталях. Щуря глаз, пытаясь рассмотреть каждый кирпичик на грязном здании, каждую порванную афишу, каждый волосок героев. И это повторялось снова и снова. Сейчас, наконец-то прочтя комикс в русском переводе, я не потерял желания снова и снова его пересматривать, а даже появилось новое — снова и снова перечитывать его.

Есть в книге и свои приколы — «пасхальные яйца». К примеру, журналист-хорек из второго тома с удовольствием пьет коктейль — мороженое с бурбоном (привет, «Криминальное чтиво»! ). А один из кадров — точный парафраз Бэтмена (кажется, ни один комиксист не может от этого удержаться =) Или появление на страницах поэта-битника Алена Гинзберга, изображенного как поэт-бык Гринберг.

В общем, всем поклонникам качественного комикса, гангстерских фильмов, жестких детективов и любителям первоклассной иллюстрации — приятного чтения!

Сергей Корнеев (aka happy_book_year)
Публикуется с разрешения автора.