Итак, договоримся, что мы сошлись на следующем:
Насилие в комиксе — злодеяние одной личности против другой, приводящее к душевным, психическим и физическим травмам. |
- изуверства над мужчинойженщинойребёнком (избиение, изнасилование, пытки);
- убийство (бытовое, по заказу, на почве психоза, расового или религиозного неприятия и т.п)
- асоциальные действия группы лиц — в мирное время (банды подростков, грабителей, сектантов, и пр.) или военное (солдаты, мародёры).
Насилие в мирное и военное время имеют разные «оправдания» и причины (на самом деле, конечно, ничем нельзя его оправдать, но это уж отдельный разговор). Суть же его остаётся неизменной – чья-то жизнь и свободная воля теряют ценность, кто-то претерпевает страдания.
Насилие – это тупой мясницкий нож в руках художника-дилетанта и острый скальпель для профессионала. Яркий графический образ по своему эмоциональному воздействию тысячекратно превосходит сотню громких фраз. |
Сильнейшее воздействие рисунка, шокирующего контрастными цветами и тематикой изображаемого, в сочетании с лаконичной ёмкой подписью (которая в общем-то даже не нуждалась в переводе благодаря «видеоряду») — залог успеха для художников, работающих в жанре агитации и пропаганды. Многие из плакатов времён гражданской и Второй мировой войн, созданные русскими художниками и содержащие призыв к защите против насилия захватчиков, стали известны практически во всём мире, поскольку использовали совершенные по композиции и цветовому исполнению архетипические образы.
Рассмотрим следующие примеры изображения сцен насилия в комиксах.
Грубо говоря, можно выделить следующие основные виды насилия:
1. Насилие «по обстоятельствам»
Обстоятельства, как правило, непреодолимы — это:
a) самозащита при нападении или преследовании
- «Каин» Учимидзу Тору («Kain», Uchimizu Touru)
b) война (гражданская, мировая, средневековая, вьетнамская, религиозная, захватническая, оборонительная и т.д. и т.п.)
- «Япония» Бронсона и Кэнтаро Миуры («Japan», Buronson & Miura Kentarou)
- «Левиафан» Оцука Эйдзи и Кинутани Ю («Leviathan», Ohtsuka Eiji & Kinutani Yu)
- «Спящий зверь» Энки Билала («Le sommeil du monstre», Enki Bilal)
- «Гантз» Оку Хироя («GANTZ», Oku Hiroya)
- «Королевская битва» Косюна Таками и Масаюки Тагути («Battle Royale», Takami Koushun & Taguchi Masayuki)
2. Насилие как реакция на жестокость окружающих
Все случаи проявления древнего мстительного принципа «око за око, зуб за зуб».
- «Эльфийская песнь» Окамото Линн («Elfen Lied», Okamoto Lynn)
- «Марс» Сорё Фуюми («Mars», Soryo Fuyumi) — момент, когда милая тихая девушка-художница Кира Асо с искажённым лицом кричит «Сдохни!», видя отчима-насильника, срывающегося с крыши.
Любые проявления закона «побеждает сильнейший» в обычной жизни: школьники-лидеры, зарабатывающие авторитет избиением более слабых, рэкетиры, бандиты, грабители, насильники, самодуры-начальники. Торжество над чужой свободой, власть над человеком благодаря физическому превосходству или социальному положению, удовольствие при унижении тех, кто по той или иной причине находится в положении жертвы — учитель бьёт школьника, мафия закатывает ноги должника в цементный тазик и для начала насилует его жену у него на глазах, затем его сталкивает с моста, отчим насилует приёмную дочь (или сына), подростки забивают старика камнями и палками.
- «Позвольте Даи!» Суён Вон («Let Dai!» Sooyeon Won)
Часто социальное насилие провоцирует «продолжение банкета»: человек, что называется, входит во вкус.
4. Насилие как плод извращённой психики (индивидуальное)
Но зверь есть зверь. Он не поддаётся приручению.
- «Синдром распада личности» Оцука Эйдзи и Тадзима Сё («Tajuu Jinkaku Tantei Saiko» Ohtsuka Eiji & Tajima Shou)
- «Сестра Сатаны» Реи Микамото («Satanister», Mikamoto Rei)
- «Страх» Клайва Баркера («Dread», Clive Barker)
- главный герой – простой человек, подвергшийся нападению низших упырей и лихорадочно спасающий свою и чужие жизни подручными средствами, либо человек, посвятивший жизнь методичному истреблению кровопийц всех мастей, от носферату до Исконных Предков, человек-ВанХельсинг, так сказать.
- главный герой – «хороший» вампир по той или иной причине занесший в список личных интересов уничтожение сородичей.
• «Блэйд, истребитель вампиров» («Blade, the Vampire Slayer» Marv Wolfman, Gene Colan)
- главный герой – человек, истребляющий потусторонних-непрошеных, чаще всего за деньги, назовём его «благородным наёмником» (такое именование не исключает наличия у героя преизрядной доли цинизма и безразличия ко всему, кроме выполняемой работы)
- главный герой – «хороший» демон«хорошая» нечисть, также не чуждый прагматизма и коммерческой жилки, либо отринувший свою принадлежность к демоническому роду благодаря великой силе любви к кому-нибудь из рода человеческого (или согласно заключённому контракту). В данном случае эпитет «хороший» значит лишь то, что читателю предлагается сопереживать демону/нечисти как герою действия; случается такое, что сама личность «хорошего» особой хорошестью как раз и не отличается — возьмём для примера хоть того же Джека Фроста, который на пару с Валькирией-сестрой Сатаны составили бы, наверное, самую термоядерную в смысле разрушительной силы и чёрного циничного юмора парочку.
• «Крестовый поход Кроно» Дайсукэ Мориямы («Chrono Crusade», Moriyama Daisuke)
Зло зачастую непреодолимо сексуально. Старый как мир приём – Зло особенно потрясает воображение, если воплощено в ребёнка или нежную красивую девушку. Девушка может быть и не очень нежной, и тогда попытка убить её сопряжена со значительным выбросом сексуальной энергии: убить соблазн – в прямом смысле слова.
- «Томиэ» Дзюндзи Ито («Tomie», Ito Junji )
- «Легенда о Лунной Принцессе» Киноко Насу и Сасаки-сёнэн («Shingetsutan Tsukihime», Nasu Kinoko & Sasakishonen)