Уж не знаю, как там в Советском Союзе, но и сейчас в нашей стране любая критика происходящего (особенно художественная) воспринимается как нечто, что следует преследовать если уж не уголовно, то административно. Критиковать можно всё, что угодно, только не местные власти. Поэтому и сегодня апелляция к мировому историческому процессу, особенно к основным его событиям, остается островком свободы для местных интеллектуалов.
Фашизм — одна из неизбывных лихорадок нашего общества. О ней также нельзя говорить открыто. Уж не знаю, почему так. Быть может, современная власть боится откровенных разговоров, потому что заранее не знает ответов и решений? В любом случае, тематическая рефлексия под предлогом размышлений о делах минувших дней, тем более — не в нашей стране, выглядит хорошим поводом задуматься о дне насущном.
Удивительно кстати в этом контексте оказывается публикация издательством «Корпус» в ноябре прошлого года книги «Маус» Арта Шпигельмана. Этот пронзительный комикс о Холокосте выглядит сегодня как футуристический роман, повествующий о нашем настоящем и будущем.
Впервые об этом комиксе, лауреате Пулитцеровской премии 1992 года, российские читатели узнали из публикации в журнале «Пиноллер» (Арт Шпигельман: …Мой отец выблёвывает историю// Pinoller, №0, 1994. − С. 54-89).
С разрешения Георгия Литичевского, сегодня мы представляем вашему вниманию еще одну историческую публикацию на тему. Она состоялась в феврале 1997 года в журнале «Знание — сила». Страницы из комикса представлены в переводе Литичевского, а текст в бабблах написан его рукой.