«Бумфест-2009». Подводя итоги

Фестиваль рисованных историй «Бумфест» – уже традиционное событие комиксного мира. Проходит каждую осень, вот уже третий год подряд, в Санкт-Петербурге. Состоит из двух частей – Бум лекций и Бум выставок. Выставочная часть фестиваля длится с первых чисел сентября по вторую половину октября. Лекционная – обычно проходит в последние выходные сентября, тогда же подводятся итоги конкурса фестивальных работ. Есть у «Бумфеста» и своя специфика. Он посвящён не вообще девятому искусству, а альтернативным, авторским рисованным историям. В этой статье мы расскажем, что представлял из себя фестиваль нынешнего года, какие были выставки, лекции и мастер-классы, что изменилось в структуре и организации фестиваля по сравнению с прошлым годом.

Ярмарка комиксов
на фестивале «Бумфест-2009»!

Путешествие из Москвы
в Петербург

В сентябре попасть в Питер крайне сложно. Ещё труднее оттуда выбраться. Мы, например, с большим трудом достали билеты на места в плацкартном вагоне. Обратно же пришлось ехать на машине, по страшной трассе в дождь, ибо на Октябрьской ветке железной дороги просто не ходили поезда. Ремонт, видите ли, они затеяли какой-то. Ну, в нашей стране интересы граждан – дело сто пятое, это понятно. Пришлось выкручиваться как-то, ведь пропустить «Бумфест» мы не имели морального права, а доказывать что-то администрации РЖД – не имело никакого смысла.

Кстати, друзья, если планируете регулярно бывать в Питере, настоятельно рекомендую обзавестись в этом городе друзьями или просто знакомцами, которые будут готовы «вписать» вас у себя в гостях бесплатно. Это особенно важно, учитывая неразбериху с транспортом и дикие цены на размещение в гостиницах, для которых «мировой финансовый кризис», похоже, лишь повод посмеяться над несчастными гражданами.

Кроме того, отправляясь, например, на «Бумфест», следует заранее продумать свой график и маршрут на все дни поездки. Иначе вы рискуете никуда не успеть.

В общем, руководствуясь этими правилами и опытом прошлогодней поездки, мы отправились в путь. Наша группа состояла из нескольких человек: то были Чедрик, Игорь Верповский (наш арт-директор) и Миша Хачатуров (наш бессменный автор, друг и соратник). Когда ж мы поняли, что попали в «железнодорожную западню», вызвали из Москвы нашего коммерческого директора, Сергея Марданова. Потому что у него были деньги и машина.

Здесь надо уточнить немного, откуда у веб-журнала «Хроники Чедрика», созданного на голом энтузиазме и чистой любви к девятому искусству, появились вдруг и коммерческий, и арт-директор.

Всё просто. «ХЧ» решил материализоваться. Интернет – дело хорошее, но в Историю тут не впишешься. Электричество на Земле кончится, сервер хостера взорвётся, нео-КГБ закроет сайт, посчитав его содержимое каким-то сомнительным, регистратор взбесится и удалит все зарегистрированные адреса – вы разве о таком никогда не задумывались? – да масса всяческих угроз может быть! А то, что написано пером, как известно, не задушишь, не убьёшь!

Итак, студия дизайна «Арт-фактор» взялась раскручивать «ХЧ» уже в виде печатного издания, то есть журнала. Игорь, как арт-директор, продумал дизайн, создал модульную сетку; Сергей нашел типографию, обеспечил печать; дизайнер Анжелика Ренова (она с нами не поехала), в общем-то, собрала журнал и обработала все иллюстрации. И на «Бумфесте» должна была состояться первая презентация печатного издания. Нам также было важно обзавестись новыми знакомствами, собрать материалы для последующих выпусков.

В прошлом году «вип»-презентация состоялась не в пятницу (день открытия лекционной программы), а в четверг. Поэтому и в этот раз мы решили отправиться чуть пораньше. В общем-то, в четверг мы действительно побывали на двух презентациях, но, видимо, прошлогодний «вип» был чистой случайностью, или это мы не так всё поняли…

Бум выставок

Уже было сказано, что важная особенность фестиваля − его ориентированность на самую разную публику: от академической до авангардной. Причём для каждой аудитории организаторы феста находят свой язык, свои образы. О том, что путь найден правильный, что эта стратегия жизнеспособна, свидетельствует простой факт: с каждым годом «Бум выставок» всё больше и больше! В нынешнем году в рамках «Бумфеста» состоялось 16 выставок. Для сравнения, на первом фестивале их было всего 5. Выставки проходят как на новых площадках, так и на тех, что уже были задействованы в прежние годы. А это хороший показатель.

Дмитрий Яковлев,
директор фестиваля «Бумфест»

Если распределять фестивальные площадки (музеи, кафе, клубы…) по аудитории, которая обычно их посещает, то можно условно выделить три группы:

Академическая среда.

Музей А.А. Ахматовой (галерея «Сарай» в Фонтанном доме, наб. р. Фонтанки, 34);
музей Ф.М. Достоевского (Кузнечный пер., 5/2);
музей В. Набокова (ул.Б. Морская, 47);
а в прошлом году − и музей-квартира А.С. Пушкина.

Модная, гламурная аудитория.

Лофт-проект ЭТАЖИ ( Лиговский пр., 74);
галерея дизайна Bulthaup,
книжный магазин Book Cafe (ул. Б.Конюшенная, 2)…

Альтернативная среда.

Галерея «100 своих» (Лиговский пр., 39);
Zoom кафе (Гороховая улица, дом 22);
кафе «Стирка 40°» (Казанская 26)…

Конечно, тут указаны не все площадки, а только наиболее колоритные.

Теперь несколько слов о самих выставках. В прошлом году программа была продумана так, что иностранные гости фестиваля и пресса имели возможность посетить практически каждую из них. После лекционного дня, часов в семь вечера, толпа комиксистов направлялась на презентацию очередной выставки. Иногда за вечер была возможность посетить сразу два таких «открытия». В нынешнем году нам удалось побывать на презентации всего лишь нескольких выставок.

Выставка Аскольда Акишина в Нарвских воротах

Вот краткий обзор увиденного:

Аскольд Акишин в Триумфальной арке. Отец русского хоррора Аскольд Акишин разместился на удивление удачным образом. В Нарвских воротах. Военная тематика в творчестве Аскольда занимает вообще особое место, а в данном контексте его работы приобрели какой-то неожиданный смысл.

Нарвские ворота, эта громада триумфа и символ боевой доблести великой державы, одним своим видом вызывает какой-то благоговейный страх — и гордость за нашу Отчизну. Война, как образ, приобретает на этом фоне героические черты, кажется чем-то достойным и возвышенным в своём трагизме. И вот представьте: заходим в арку, а слева дверь. Уже как-то непривычно для памятника. Входим внутрь. Поднимаемся по узкой винтовой лестнице, которая всё никак не кончается, и вдруг оказываемся в просторном зале. Вдоль стен стенды, над ними кое-где висят знамёна, флаги и прочие военные символы. Но на стендах, вместо вырезок из газет с военными хрониками, вместо фотографий бойцов и медалей, прикреплённых булавками, − комиксы, чёрно-белые комиксы! Зритель ещё не успевает оправиться от первого шока; он, как обычно, начинает осмотр экспозиции слева направо, и первое, что видит − стеклянный куб, внутри которого, как на поле боевых действий, застыли в каком-то порыве армии оловянных солдатиков! Затем, обращаясь к комиксам на стенах, мы видим почти тех же солдатиков, но уже в раскадрованных историях. Кровь, разрубленные тела, крики солдат, жуткие гримасы войны − всё обретает привкус достоверности. С жутким чувством к нам приходит понимание цены триумфа. И эти картины, эти комиксы — завораживают, врезаются в память.

После этой выстаки хочется сказать: «Я видел лик войны, и я готов с ним сражаться; терпеть это нельзя!» И, уходя с выставки, кидая последний взгляд на триумфальную арку, уже отчётливо понимаешь истинное значение памятника: Нарвские ворота символизируют не триумф победителя, а подвиг героя, подвиг патриота, готового защищать свою Родину любой ценой.

А.Акишин
во время публичной беседы

…Не думаю, конечно, что организаторы выставки именно так всё и продумывали. Знаете, иногда место само диктует людям, что делать. Для организаторов было важно создать общую экспозицию, представляющую все грани творчества художника.

 

И конечно, на стенах висели не только фрагменты из «Хроник военных действий» (по Ремарку), комикса «Георгий Жуков», «Прорыв!» или из эпопеи «Нормандия-Неман». Были также представлены и «Сказки о будущем», «Мастер и Маргарита», «Пионерская правда» и многое другое.

Военная тема была представлена ещё тремя выставками: Босоногий Гэн (Япония) и Фотограф (Франция)в Малом зале ЦВЗ «Манеж», Joe Sacco (США) в Музее Ф.М. Достоевского.

«Босоногий Гэн» − история Кейжи Наказавы, построенная отчасти на автобиографическом материале. Это манга об атомной бомбардировке Японии в конце Второй Мировой войны. На выставке можно было просмотреть серии из анимэ, снятого на основе манги, посмотреть принты полос манги, а ещё − выставку документальных фотографий, на которых были запечатлены шокирующие последствия американской бомбардировки. Жаль, что при входе в этот зал никто не догадался повесить табличку с предупреждающей надписью. Боюсь, детям желательно было бы ограничить доступ к фотоэкспозиции.

Фрагменты выставки «Фотограф»

Выставка «Фотограф» также представляла синтез двух визуальных искусств − рисованных историй и фотографии. Книга «Фотограф» рассказывает о приключениях группы французов, прибывших в рамках акции «Врачи без границ» к границе Афганистана в конце 1970-х гг. — как раз тогда, когда на территории этой среднеазиатской страны шли военные действия, в которых, так или иначе, принимали участие СССР и США .

Михаил Хачатуров
Михаил Хачатуров

Афганистан для России − как Вьетнам для США. Позорная, бессмысленная бойня. Вспоминать о ней лишний раз не хочется. Но это наша история, и мы должны помнить её. Особенно важно увидеть её глазами посторонних, несоветских граждан, для которых война − это война, трагедия народа, не замутнённая идеологией и политическими интересами.

Выставка работ Джо Сакко (Joe Sacco) была организована в музее Достоевского, куда мы не успели попасть. Хорошо, что этот пробел удалось восполнить сведениями, полученными во время публичной лекции Сакко в Малом зале ЦВЗ «Манеж». Джо рассказал, как у него, у журналиста, возникла идея рассказать об увиденном в «горячих точках» именно посредством комикса, как строилась эта работа и что она значила для самого автора, с какими трудностями и лишениями приходилось сталкиваться.

Джо Сакко, во время
своего выступления

Напомним: речь идёт о книгах «Палестина» (о событиях на Ближнем Востоке в начале 1990-х) и «Безопасная территория: Горажде» (о военных конфликтах середины 1990-х гг. в раздираемой на куски территории бывшей Югославии). Кстати, Сакко был свидетелем и совсем недавних событий на Кавказе.
Интервью с Джо Сакко и фрагменты его работ мы планируем опубликовать в одном из печатных выпусков «ХЧ» .

Отходя от военной темы, особым вниманием надо отметить грандиозные выставки, развернувшиеся в Белом зале лофт-проекта «Этажи». Это персональная выставка Лоренцо Маттотти (Lorenzo Mattotti, Италия) и проект GLÖMPX (Финляндия). Также интересна и выставка Кати Тукиайнен (Katja Tukiainen, Финляндия) в галерее «100 своих» на Лиговском.

В этих экспозициях достаточно ярко проявилась другая тенденциозная особенность «Бумфеста»… Попробую объяснить.

Хосе Аланиз осуществляет синхронный перевод презентации «Хроник Чедрика» для группы иностранных слушателей.
Справа — Катья Тукиайнен.

Когда мы говорим о любом виде рисованных историй, то в первую очередь представляем себе книгу. Но забываем, что комиксы, будучи близки к литературе, − всё-таки не литература в полном смысле этого слова. Комикс − это сложноорганизованное пространство, состоящее из особой последовательности образов. Здесь нет чёткой привязки к технике, материалу или форме. Комикс может быть создан средствами графики, живописи, фотографии или даже тряпок и фактурной бумаги. А может сочетать в себе сразу всё, что угодно. Также комикс может существовать и не только в форме книги. Иногда он способен выходить за свои рамки.

Так, например, на выставке Кати Тукиайнен персонажи комикса «вылезают» из кадров и распространяются на всю стену! А у Лоренцо Маттотти каждый кадр комикса − это самостоятельное произведение живописи, которое в то же время очень по-дизайнерски вписывается в любой интерьер, становясь его полноправным эстетическим центром. А проект GlömpX − безусловный апофеоз комикса. Финские художники и музыканты, работавшие над этим пространственным комикс-проектом, с невероятной педантичностью продумали массу вариантов и сочетаний форм, в которых может существовать рисованная история, будучи объектом в пространстве и времени, но оставаясь именно комиксом.

Фрагменты выставки работ Лоренцо Маттотти

К сожалению, нам, в силу уже указанных обстоятельств, не удалось попасть ни на выставку Классических комиксов Финляндии, ни на экспозицию работ Николая Маслова (Россия), Эдика Катыхина (Россия), KOmixSISTERS (Россия), Jaakko Pallasvuo (Финляндия), ни на выставку победительницы «Бумфеста-2008» Полины Петрушиной (Россия-Франция) .

Лекционный бум

Бумфест в ЦВЗ «Манеж»

Важную роль играет главная площадка фестиваля, где проводятся лекции и мастер-классы. Это своего рода сердце «Бумфеста». В прошлом году таким «сердцем» был Музей городской скульптуры. Не самое удобное место, очень далеко от центра, в самом конце Невского проспекта. Да и само здание для фестиваля было не вполне приемлемо. Выставка фестивальных работ располагалась во внутреннем дворе, и не каждый мог догадаться, где этот двор находится. Сами лекционные залы были устроены так, что если нужно было попасть в третий зал, то приходилось пройти через другие два. И в итоге публика задерживалась в первом зале, из интереса или из вежливости, а в третьем было пусто, и лекторы чувствовали себя никому не нужными.

В нынешнем году «Бумфест», кажется, нашёл своё место — Малый зал ЦВЗ «Манеж», который находится в живописном месте на набережной канала Грибоедова. Все гостиницы, где проживают гости фестиваля, находятся в пешей досягаемости, да и до прочих выставочных площадок «Бумфеста» отсюда можно дойти пешком.

Войдя в арку дома, мы оказываемся в просторном дворе. Сразу слева — вход в Конференц-зал. Также слева, в конце здания, вход в подъезд ведущий к Ателье (пространство мастер-классов) и к Малому залу. В центре двора, напротив входа в Конференц-зал, под уютным тентом, на небольшом деревянном помосте расстелен ковролин, и стоят несколько журнальных столиков с мягкими креслами и диванами вокруг. Очень удобное место для неформального общения!

В Конференц-зале разместили выставку Современные рисованные истории, включающую работы различных комиксистов из разных стран. Выставка не была связана какой-то темой или идеей, но выглядела вполне уместной. В конце «Конференц-зала», за перегородкой, разместился «Босоногий Гэн» с приуроченной к нему фотоэкспозицией.

В Ателье помещалась выставка «Фотограф». А в Малом зале на фоне работ проекта Stripburger (Словения) и «Финских комиксов для детей», в субботу и воскресенье вовсю шла ярмарка комиксов и сопутствующей продукции.

Выставка конкурсных работ фестиваля, как обычно, была во дворе.

Теперь о наболевшем.

До сих пор большая неразрешённая проблема «Бумфеста» − катастрофическая нехватка времени, из-за чего лекции и мастер-классы идут параллельно в разных залах. Надо было видеть глаза мечущихся от зала к залу посетителей «Бумфеста», которым одинаково интересно было всё происходящее.

Ещё перед поездкой мы решили, что ни в коем случае не должны пропустить выступления Бенуа Питерса, Тьерри Гронстэна, Лоренцо Маттотти, Эммануэля Гибера и Джо Сакко.

К счастью, с ними со всеми удалось познакомиться, обменяться контактами, а у некоторых даже взять интервью! Содержание лекций мы тоже записали, и со временем их опубликуем — либо в веб-журнале, либо в печатной версии ХЧ. Тут нужно сказать большое спасибо Мише Хачатурову и Хосе Аланизу — за всевозможную поддержку в обеспечении правильного взаимопонимания!

Наша презентация прошла успешно. Мы открывали лекционный день в субботу. Надо сказать, ещё летом мы не очень верили, что удастся своими силами выпустить наш пилотный номер, поэтому с питерским издательством «Комильфо» сделали совместный выпуск журнала «Автор», на 90% состоящий из материалов «ХЧ». Таким образом, на презентации мы рассказали питерской аудитории о стратегии развития печатного «ХЧ», представили журнал «Автор», а редактор ИД «Комильфо», Марина Соломонова, рассказала о комиксной деятельности издательства.

А после нашей презентации Дима Яковлев, директор фестиваля, предложил, чтобы мы провели публичную беседу с Николаем Масловым. Ведь мы в «ХЧ» уже публиковали интервью с художником, и нам сподручнее будет его разговорить и должным образом представить публике.

Так и сделали.

Выделенного для беседы часа оказалось мало, а вопросов у аудитории было много. Дима несколько раз подходил к нам с предложением «закругляться».

После выступления Маслова возникло новое предложение − устроить такую же беседу с Аскольдом Акишиным на следующий день.

(Вообще, такие публичные беседы с отечественными авторами − идея отличная. Ведь задача художника − рисовать, а не рассказывать о себе и философствовать. Должна быть профессиональная среда, специально занимающаяся представлением художника обществу и анализом его деятельности. Надеюсь, тот нечаянный опыт, который мы осуществили на «Бумфесте-2009», можно будет удачно применять и на КомМиссии, и на Бумфесте в следующем году.)

У некотрых из гостей «Бумфеста» удалось взять интервью!
Лоренцо Маттотти
во время беседы с Лоренцо Маттотти, с Бенуа Питерсом, с Тьерри Гронстэном, с канадцем Филиппом Жирардом…

Кстати, Мишу Хачатурова мы вскорости потеряли: Питерс, Гронстэн и Маттотти попросили его быть переводчиком на их выступлениях.

Скандинавская программа, как и перформансы и ворк-шопы Санкт-петербургского комикс-сообщества, к сожалению, остались почти не исследованы. Хотя в неформальной атмосфере мы со всеми передружились и понастроили планов на будущее.

Акишин, Гронстэн, Петрушина
Жюри фестиваля: А.Акишин, Т.Гронстэн, П.Петрушина

«Бумфест-2009». Раздача слонов!

Закрытие состоялось в воскресенье. И это было хорошо! То есть, всё было на удивление чётко и грамотно продумано. В прошлом году, например, закрытие проводилось в жутко пафосном клубе. Там было мало места, люди шумели и кушали, а ещё пили пиво, и оттого иногда разражались гоготом. Сцена была маленькая, на неё было трудо взобраться, и когда очередной победитель таки вскарабкивался на пьедестал почёта, то луч проектора, показывающий в этот момент превью работы победителя, жутко слепил своей жертве глаза. Думаю, победителей в тот вечер переполняло двойственное чувство: радость и удивление — с одной стороны, ужас и желание скорее ретироваться — с другой.

На сей раз закрытие состоялось в Конференц-зале ЦВЗ «Манеж». Зал был большой, с хорошей акустикой, и видеть его забитым битком в этот момент было приятно. Жюри было международным и ярким: Полина Петрушина, победитель прошлого фестиваля; Аскольд Акишин, известный русский комиксист, и Тьерри Гронстэн, теоретик комикса, учёный мировой величины.

 Юлия Григорьева
Юлия Григорьева,
победитель фестиваля
«Бумфест-2009»

Призы распределились достойно, но неожиданно:

Победители конкурса

  • Гран при – Юля Григорьева (Санкт-Петербург)
  • Лучшая графика – Jonas Nivon (Ожак, Франция)
  • Лучший сценарий – Нина Костерева (Хотьково, Московская область)

Специальные призы организаторов фестиваля

  • Полина Митяева (Санкт-Петербург)
  • Zarubel (Санкт-Петербург)

Победители ЖЖ-конкурса: lumbricus, amerimaka и yanaklink. Но эти сведения были озвучены не на Закрытии, а немного позже.

Итак, Бумфест состоялся! Теперь наша задача, чтобы всё услышанное, увиденное и записанное на фестивале не осталось достоянием только тех счастливчиков, очевидцев и участников событий, а стало известным как можно большему кругу заинтересованных, стало полноценной частью Истории девятого искусства в России.

текст − А. Кунин ,
фото − Н. Снегирёва , С.Марданов

Share:

1 thought on “«Бумфест-2009». Подводя итоги

Comments are closed.