«Чужие» больше не чужие

Кто такие чужие (aliens) – знают все любители кинофантастики. И все любители ужасов. И даже большинство любителей комиксов, благо, вселенная, однажды запечатленная на экране Ридли Скоттом, нашла воплощение во многих видах искусства.

Насилие для расы чужих – не развлечение, а жизненная необходимость. Нести гибель – их природный инстинкт. Со смертью жертвы на свет появляется новый чужой. Придумали ли сценаристы более отвратительный, притягательный и одновременно целостный образ? Если такая раса и правда существует в глубинах космоса, людям лучше никогда не покидать Землю.


Как aliens’ы попали в Россию?

2003 год. Санкт-Петербургский издательский дом «Прайм-Еврознак» совместно с московским «ОЛМА-ПРЕСС» берется за почти в нашей стране неподъемное, но все равно почетное (особенно в глазах ценителей) дело – выпуск переводных комиксов. Пресс-релиз громко называет создание и продвижение жанра «стратегической задачей». Заключены договора с DC Comics, Dark Horse Comics, LucasFilm. Практически одновременно запущено больше десятка серий. Ставка вполне логично сделана на узнаваемые и раскрученные имена. Среди них – комиксы на основе фильмов (ALIENS, STAR WARS, THE MASK, THE TERMINATOR), подростковая «супер-героика» (SUPERMAN, BATMAN, WONDER WOMAN, CATWOMAN), современная классика (HELLBOY) и комиксы, рассчитанные на совсем юную аудиторию (SHREK, WALLACE and GROMIT). В 2004-м журнал «Книжный бизнес» объявляет комикс-редакцию проектом года – «за стирание последних границ в массовой книжной культуре Востока и Запада». Неплохо звучит? Но на результат не повлияло. В течение ближайших лет выпуск всех серий был остановлен. Сейчас комиксы «Прайм-Еврознак» уже можно назвать библиографической редкостью.

Чужие: Цитадель зла

От философии до треша один шаг

В серии «ЧУЖИЕ. Графическая новелла» было выпущено три книги – две в твердой обложке и одна в мягкой. К слову, именно столько изданий и анонсировали изначально, так что, возможно, проект не был рассчитан на долгий срок.
У книг разные сценаристы и художники. Сюжеты никак не связаны друг с другом; манера рисунка разительно несхожа, а главное – все три различаются настроением и атмосферой; впрочем, насилия хватает во всех. Общим также стал жанр: научная фантастика.

Чужие: Книга первая

Чужие: Книга первая. Комикс — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2004.
Текст: Марк Верхейден
Графика: Марк Нельсон

Комикс, который открывает серию, стал и лучшим ее представителем. Эту книгу правильнее было бы назвать «графическим романом», а не новеллой: стильный, черно-белый, насыщенный отлично переведенным текстом, с разветвленным сюжетом, флешбеками и отсылками к оригинальному фильму, он затрагивает темы одиночества, страха, любви, религии, судьбы и политики. Один из главных героев – капрал Дуейн Хикс из фильма «Чужие» (1986) Джеймса Кэмерона. И хотя ни из одного другого комикса серии вы не узнаете столько новых деталей о расе чужих, инопланетные твари здесь помогают лучше понять природу человека.

Уровень насилия: высокий.
Резюме: возможно, один из самых глубоких по смыслу комиксов, изданных на русском.

Чужие: Цитадель зла

Чужие: Цитадель зла. Комикс — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2005.
Текст: Джон Аркуди
Графика: Дуг Манке, Джимми Палмиотти

Оказывается, «Цитаделью зла» может стать любая космическая станция. Особенно, если:
а) весь персонал на ней – андроиды (в тексте названы «синтетиками»). Из людей – только один ученый-биотехнолог: нечист на руку, циник и, похоже, немного чокнутый.
б) в изолированных отсеках специально разводят чужих. Чего только не делают ради науки!
в) с проверкой системы безопасности прилетают супруги Фил и Джой Странки (главные герои).
Уровень насилия: выше среднего. Кстати, кровь у синтетиков – сиреневая и пузырится.
Резюме: Почти 100-страничный комикс напоминает неплохое B-movie на НФ-тематику. Ладно скроенное, не лишенное штампов, но с остроумными диалогами. Удовольствие можно получить даже при повторном пересмотре. Дополнительно: любопытно раскрыта важная для вселенной Aliens тема андроидов.

Чужие: Похищенный

Чужие: Похищенный. Комикс — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2005.
Текст: Джим Вудринг, Джастин Грин
Графика: Франциско Лопес

Немного статистики:
— появление брутального вида туповатых головорезов: первая страница комикса.
— первый найденный труп: вторая страница.
— первое убийство чужим: третья страница.
Ну и так далее, в том же духе.
В сюжете фигурируют попытки съесть яйцо чужого в качестве деликатеса, личинка-мутант, смертельный вирус и планета, превращенная в искусственный рай для богатых наркоманов и пожилых извращенцев. Неудивительно, что этот комикс выпустили в мягкой обложке.
Уровень насилия: выше среднего. Особенно достается длинноногим полногрудым девицам, но под раздачу попал и один пенсионер в инвалидном кресле. Дополнительных баллов добавляет уничтожение целой планеты (в профилактических целях).
Резюме: непритязательный, хотя и довольно веселый образец треша. Паразитирует на известной вселенной, подобно тому, как сам чужой паразитирует на своих носителях. Самый тонкий комикс в серии (всего 64 страницы).

Проект «ЧУЖИЕ. Графическая новелла» отлично показал, сколь по-разному можно подходить к одной и той же теме и каким многоликим может быть жанр НФ-комикса. Если вы любите фантастику, но до сих пор не читали книг этой серии – попытайтесь найти издания в интернет-магазинах или хотя бы сканы в электронных библиотеках!

© Дмитрий Лященко,
специально для «ХЧ»#3’09