На Украине…

В Украине существует своя комикс-среда. Там выходят журналы, проходят свои международные выставки и прочие мероприятия. Существуют и свои интернет-ресурсы, на которых происходить основное общение, обмен опытом и сведениями. Самый популярный из таких ресурсов — форум, расположенный по адресу www.comics.com.ua Предлагаем вам фрагмент беседы с автором и бессменным руководителем форума Евгением Тимашевым.


Хроники Чедрика: С чего началась история этого сайта?

Евгений Тимашев: Все началось совсем не с комиксов. В 2002 году, тогда я еще учился в университете, я сделал себе что-то типа личного сайта, по сути ни о чем. Просто писал там все, что в голову придет. И, буквально, спустя месяц я наткнулся в сети на проект comics.com. Точно помню, что первым стрипом, который я прочитал там — это «Pearls Before Swine» Стефана Пастиса.

Pearls Before Swine из жж ru_swin

Комиксы меня увлекли и я начал выкладывать на своем проекте переводы некоторых стрипов с comics.com. Следующим шагом стало придумывание собственного комикс-сериала, который я назвал «Веселые зверята».

Весёлые зверята

Рисовать я особо не умел, однако меня привлекла простота стрипа Пастиса, и я подумал, почему бы не попробовать самому? А дальше все завертелось довольно быстро. Я познакомился через еще старый «Комиксолет» с российскими и украинскими художниками, взял несколько интервью по email, предложил другим авторам рисовать комикс-сериалы и публиковать их у меня на сайта. Спустя год, в конце 2003 года, я купил домен comics.com.ua (старый сайт располагался на бесплатном хостинге), нарисовал дизайн, сверстал страницы и выпустил в свободное плавание первый украинский проект о комиксах.
Добавлю, что большим шагом в развитии проекта стала поездка на вторую «КомМиссию», которая тогда еще проходила в Сахаровском центре в такой себе андеграундной обстановке. Работы висели на неоштукатуренных кирпичных стенах. Никакой интернет не заменит личных знакомств и один день в Москве дал мне больше, чем 6 месяцев общения в сети до этого. Помню, что на фестиваль я захватил с собой штук 50 самиздатных сборников со своими стрипами, напечатанных на лазерном принтере и скрепленных железными скобками вручную. Я ходил по выставке, знакомился и дарил сборники. Это всем нравилось.

На одном из мероприятий КомМиссии-03
На одном из мероприятий КомМиссии-03

Помимо «Веселых зверят» никаких других личных комикс-проектов у меня не было. Рисовать я так и не научился, да и желания сделать какой-то многостраничный комикс я что-то у себя не припоминаю. Поэтому, пока нравилось, делал стрипы. Больше 100 серий нарисовал. А потом понял, что визуальная часть в «Веселых зверятах» совсем уж архаичная и решил стрип закрыть, хотя многим комиксы нравились.

ХЧ: Связана ли тематика сайта с вашими профессиональными интересами? Чем вообще вы занимаетесь в свободное от сайта время?

ЕТ: Сейчас сайт для меня — чистое хобби. Я сам ничего не рисую, но за пять лет существования сайта (а по сути, это уже 6 лет, с учетом одного года, когда сайт еще не размещался на отдельном домене) у меня появилось много хороших друзей и знакомых в комикс-среде, поэтому я с удовольствием поддерживаю сайт и общаюсь с людьми. Что же касается моих занятий помимо сайта, то сейчас я активно занялся фотографией. Художника из меня не вышло, но в визуальное искусство все равно тянет. Надеюсь, стану хорошим фотографом.

Евгений Тимашёв... непонятно где
Евгений Тимашёв… непонятно где

ХЧ: Когда сайт начинал работу, вы рассматривали его только как площадку для публикации стрип-серий или уже было представление о какой-то задаче, сверх-идее сайта?

ЕТ: Как тогда, так и сейчас какой-то определённой сверх-идеи нет. Конечно, одно время мне хотелось, чтобы comics.com.ua был аналогом comics.com в Америке. То есть в идеале я видел этот проект с кучей стрип-серий и вокруг всего этого построена коммерческая часть проекта. Но, в нынешних условиях, это не реально, поэтому, помимо сериалов, которые художники рисуют на добровольных началах, на сайте есть и текстовые разделы со статьями и уроками. Посмотрим, как будет меняться ситуация в дальнейшем. Возможно, со временем, comics.com.ua удастся превратить в коммерческий проект. Но, пока это чистый фан.

ХЧ: На сайте есть своеобразные рубрики типа «Интервью с художниками» и пр.. Вы хотели превратить проект в он-лайн журнал? Удалось ли это? Как вообще возникали рубрики и собирались материалы?

ЕТ: Конечно, подобные идеи были. Но в какой-то момент я понял, что все, что делается, как хобби не поддается никакому контролю. Я не могу и не имею права требовать какой-либо периодичности от автора комикс-сериала на сайте или автора текстовой колонки. Просто потому, что взамен, кроме как площадки для самовыражения, я не могу ничего предложить. Если же затевать реорганизацию сайта в журнал, тут же появляется вопрос регулярности появления новых материалов. Решить его можно, либо имея огромное ядро аудитории, размером в десятки тысяч посетителей, которые и будут регулярно обеспечивать сайт контентом, либо создавая команду журналистов и художников, которые будут работать над проектом за деньги. Точно могу сказать, что нынешняя посещаемость сайта под тысячу человек в день — это близко к пределу для сайта о комиксах на русском языке. Такого ядра абсолютно точно недостаточно для организации самодостаточного Web2.0 проекта, поэтому остаются деньги. Своих, в нужном количестве у меня нет, а пускаться во все тяжкие и искать инвестора мне не хочется. Просто не мое это занятие.

ХЧ: Наверняка, в истории сайта полно таких случаев (идей, знакомств, проектов…), которые для вас самого стали приятной или неприятной неожиданностью. Возможно, какие-то встречи и знакомства не только произвели особое впечатление, но и оказали сильное воздействие на вас, на ваше развитие как личности, как творческого человека. Расскажите о наиболее ярких из них.

ЕТ: В первые месяцы жизни проекта практически все мои знакомства были для меня очень яркими. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что мое знакомство с Владимиром Сахновым очень сильно повлияло на меня и мою жизнь. Если я не ошибаюсь, он первым откликнулся на мой манифест-призыв делать стрип-серию и публиковать ее у меня на проекте. «Русские горки» мне всегда нравились и сейчас это без всяких преувеличений, старейший стрип на русском языке. Полагаю, что и самый длинный. Недавно был нарисован 200-й выпуск. Сейчас с Владимиром мы хорошие друзья, несколько раз вместе ходили в горы. С этих походов, кстати говоря, начался мой путь в сторону фотографии. Да и на Гребенщикова с Пелевиным подсадил меня именно он.

Русские горки В.Сахнова

ХЧ: Наверное, теперь comics.com.ua — стал уже самостоятельно развивающейся системой, в которой есть области, не управляемые вами. Каким вы видите своё детище спустя годы, какую видите для него перспективу?

ЕТ: Проект, действительно, сейчас функционирует с моим минимальным вмешательством. Авторы публикуют материалы на сайт самостоятельно, и это результат сознательной работы. Именно так я и видел работу сайта, когда обновлял движок проекта несколько лет назад. Пока, будучи реалистом, я вижу перспективу в количественном и качественном улучшении контента. К примеру, мне очень приятно, что на портале появились стрипы художников-профи. Про «Русские горки» Сахнова я уже говорил. А есть еще «Ты и Я» от Богдана, «Рыцари Репы» от Сергея Репьева. Все это комиксы, сделанные очень крепко и качественно. Под них будут идти и новые авторы. С текстовой частью сайта дела обстоят немного похуже. Когда-то я имел возможность переводить статьи и уроки, брать интервью, писать свои материалы. Но сейчас на это совершенно нет времени. Как развивать текстовый контент — об этом я сейчас думаю.

Рыцари Репы С.Репьёва
Ты и я Богдана

ХЧ: Интернет-пространство — труднофиксируемая среда, многое в нём зависит от таких вещей как электричество, сервер, регистрация доменного имени. В случае аварии или отключения сервера, вирусных атак… данные, собираемые иногда в течение многих лет могут попросту исчезнуть. Задумывались ли вы об этом в контексте сайта? Есть ли идеи как зафиксировать своё детище в культурном пространстве?

ЕТ: Инетрнет замечателен тем, что делать свой проект в нем может абсолютно любой человек. Уровень затрат на поддержку физического существования сайта в сети — мизерный. Как только ты пытаешься выйти в оффлайн, тут же со всех дыр начинаю лезть счета на те или иные суммы. К примеру, сейчас у нас на форуме проходит турнир по комикс-битвам. Появилась идея сделать по итогам соревнования книжку. Я сделал опрос «Купите ли вы книжку за такую-то сумму»? Результат был однозначный — нет. Просто оказалось дорого, плюс люди не хотят платить за то, что уже есть в свободном доступе в сети. Это один аспект. А второй — я снова вернусь к своим словам, сказанным ранее. Любой серьезный проект, особенно в оффлайне, должен иметь под собой ясный финансовый фундамент. Если его нет, то лучше дело не затевать. Поэтому, на сегодняшний день, какого-то осмысленного выхода из сети во внешний мир не планируется.

К9 январь 2009
К9 январь 2009

ХЧ: Связан ли ваш сайт с другими комикс-проектами в Украине (журнал «К9», Международная выставка рисованных историй)? В какой степени вы сотрудничаете с ними?

ЕТ: Формально, никак не связан. Но я хорошо знаком с главным редактором «К9» Алексеем Олиным, который, собственно, и организовал ту самую международную выставку рисованных историй «9 мир». Когда-то я помогал ему делать сайт для журнала. Сейчас «К9» обеспечивает инфоподдержку турнира по комикс-битвам и готовит один из призов победителю.

ХЧ: На ваш взгляд, существует ли граница между комиксным пространством России и Украины? И в чём это выражается?

ЕТ: Все границы существуют лишь в головах, поэтому я склонен говорить об общих чертах и различиях. Общего очень много. Самое главное — это общее языковое пространство, что позволяет свободно общаться и делиться, как опытом, так, даже, и заказчиками. Все мы жили в СССР, все читали «Веселые картинки» и французский коммунистический «Пиф». Корни, в общем, у нас общие. Отличия наблюдаются уже в современных процессах развития жанра в наших странах. Побывав несколько раз в Москве на «КомМиссии» я заметил, что выставку работ посещает мало людей, в основном это друзья и знакомые художников. Людей с улицы очень мало. В то же время, на всех киевских мероприятиях я всегда вижу толпы простых людей и детворы. Объяснения у меня есть. Москва — очень большой и искушенный город, поэтому заманить кого-то смотреть комиксы на стенах — сложно. Плюс, Украина имеет свой комиксный «печатный орган», журнал «К9», который выходит уже много лет. Вот его аудитория, плюс еще посетители comics.com.ua, как раз и ходят на такие выставки и с удовольствием рассматривают картинки и читает истории. В Москве своего «печатного органа» нет.

© «Хроники Чедрика»# 1, 2009