С Днём рождения, Бумфест!

«Бумфест» – слово совсем новое в русском языке, ему лет пять от роду. Но, не смотря на скромный возраст, сегодня в России нет такого комиксиста и даже просто читателя комиксов, который бы не знал, что такое «Бумфест».

2011 год для международного петербургского фестиваля комиксов – юбилейный, фестиваль, как было отмечено, проходит в пятый раз. Большинство выставок комиксов уже открылись для посетителей в разных публичных местах города: в библиотеках, музеях, кафе, галереях. Посетить многие экспозиции можно будет вплоть до 16 октября. А самая важная для нас часть фестиваля – лекции, мастер-классы, конкурс и ярмарка книг – состоится в последние выходные сентября, с 23-е по 25-е. Программу всех мероприятий можно найти на официальном сайте «Бумфеста». Мы же кратко проанонсируем самые, на наш взгляд, яркие события пятого фестиваля рисованных историй.

 

Выставки

Кажется, у «Бумфеста» вырисовался чёткий вектор интересов. Ну, конечно: у любого серьёзного фестиваля рано или поздно вырисовывается какой-то свой «формат», свои темы, свой язык. Ключевые направления питерского фестиваля – комиксы на тему политики и социальных отношений, автобиографические комиксы и арт-проекты, опирающиеся на комикс-стилистику, «выросшие» из комикса или ставшие для комикса предпосылкой.

Гвоздём сезона нынешнего, пожалуй, станут выставки «День в истории», «Запретное искусство», Last Match, «Мария и я» и «Мой новый нью-йоркский дневник».

Первые две – отечественные и довольно-таки резонансные. В проекте «День в истории» представлены комиксы, которые с начала 2011 года публиковались на последней полосе журнала «Русский Репортёр».

«Редакторы просматривают список исторических событий, – объясняют организаторы выставки, – попадающих на даты очередного номера, из которых выбирается какое-то одно. Затем художник выполняет реконструкцию событий, доступным только ему графическим языком. Исходя из того, что темы могут быть любыми, от трагических до курьезных, было решено поручать эту работу разным художникам с принципиально отличными манерами рисования. В результате комиксы были заказаны известным иллюстраторам, работающим с периодикой, и они смогли попробовать свои силы в новой для себя форме и одновременно внести в нее визуальный язык и творческие приемы, характерные для современной журнальной иллюстрации.»

Если «День в истории» – пример яркого редакционного проекта, то выставка «Запретное искусство» – репортаж, материал для которого предложила сама жизнь.

Мы все помним о громком уголовном процессе над организаторами выставки «Запретное искусство-2006» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. В.Ломаско и А.Николаев присутствовали на суде, учинённом над кураторами проекта 2006-го года, и создали, посредством языка комикса, судебный репортаж. Он-то и будет представлен в залах галереи, вместе с книгой, в которой все эти работы опубликованы. Судя по всему, книга издана более чем скромным тиражом и приобрести её можно будет лишь в дни фестиваля.

Как говорится – спешите видеть! Ведь учитывая, если верить СМИ, что суды в нашей стране того и гляди станут совершенно закрытыми, а тема истории нашей страны – предметом принципиальных интересов государства, то проекты, подобные этим двум, вполне могут и сами стать частью истории и курьёзом, о котором нам останется только вспоминать на интеллигентских кухнях.

Обе выставки расположились в залах галереи «ART re.FLEX» по адресу пр. Бакунина, 5 (м. «Площадь Восстания»). Режим работы: вт-сб 12.00-19.00, вс, пн – выходной.

«Мария и я» и «Мой новый нью-йоркский дневник» – прекрасные образцы биографического комикса.

Почему биографический комикс, а автобиографический – тем более, может быть так притягателен? Наверное потому, что уже нет сил радоваться навязчивому глянцу, благополучию и оторванному от реальности геройству, которыми в остервенении обстреливают наше сознание современные телевидение и реклама. Нам хочется правды, а комикс способен дать ощущение, что с тобой говорят честно и правдиво. В конце концов, в автобиографическом комиксе пытливый читатель всегда может узнать собеседника «в лицо».

Выставка Мигель Галлардо «Мария и Я» (Maria y yo) – представляет нашему вниманию комикс, повествующий о приключениях и путешествиях художника и его тринадцатилетней дочери Марии, страдающей аутизмом.

В российской литературе тема инвалидности представляется обычно либо в неком мифологическом ключе (немой Герасим; короленковский слепой музыкант; князь Мышкин, эпилептик; слепой горьковский Григорий… ох, трудно припомнить ещё), либо – вообще никак. Если призадуматься, то, возможно, тема инвалидности покажется одной из ключевых для отечественной культуры. Но пока мы не умеем на эту тему говорить, давайте посмотрим, что делают наши иностранные коллеги.

Кроме выставки есть смысл побывать на просмотре одноименного фильма на главной площадке феста в субботу, 24-го. А также познакомиться с достаточно «трудным» графическим романом Дэвида Б. «Священная болезнь», который накануне выпустила в свет и будет презентовать на фестивале (25-го сентября) «Бумкнига».

«Мой новый нью-йоркский дневник» – комикс-автобиография Жюли Дюсет. Что любопытно, сегодня Жюли практически не занимается рисованными историями. Комикс стал частью её жизни скорее по необходимости, так как оказался самым подходящим языком для выражения сокровенного, наболевшего. И Жюли Дюсет – пример сильного и волевого человека: она не стала «жертвой своей истории». Можно вспомнить имена комиксистов, которые сделав одну-две автобиографические книги комиксов и став благодаря этому очень популярными, не смогли устоять перед очарованием славы и принялись вымучивать что-то новое, таким образом только расстраивая читателя.

Выставка Мигеля Галлардо пройдёт в Музее В. В. Набокова, СПбГУ по адресу ул. Большая Морская, 47 (м. «Невский проспект», «Садовая»), а с работами Жюли Дюсет можно познакомиться на главной площадке фестиваля. На сей раз это Малый зал ЦВЗ «Манеж», наб. канала Грибоедова, 103 (м. «Садовая», «Сенная площадь»).

Ну, а выставка Last Match заинтересовала своей необычностью. Представьте себе: в Музее В. В. Набокова расположится экспозиция из более чем 300 работ, выполненных 44 художниками из разных стран, и все эти работы при желании легко умещаются в обычный коробок спичек!

Лекции, мастер-классы, конференция

Людям, впервые интересующимся культурой комикса, посещение лекционной программы даст очень многое. А профессиональным художникам, кажется, сам бог велел принять участие в мастер-классах иностранных и отечественных мастеров. Благо, все мероприятия выглядят вполне бесплатными. Единственное – кое-где необходимо регистрироваться заранее.

А вот международная библиотечная конференция «Комиксы и молодёжь», которая состоится в пятницу в Библиотеке книжной графики (ул. Красноармейская, 30), представляется событием экстраординарным. И не только потому, что на этой встрече мне предстоит рассказывать о первом в России Центре комиксов и визуальной культуры, которым я руковожу уже больше года. Это будет принципиально новый формат общения на тему комиксов.

И наконец, «Бумфесту» стукнуло пять лет! По этому поводу в саду Фонтанного дома разбита огромная выставка. Множество художников, которые принимали участие в фестивале в разные годы, прислали для этой уличной экспозиции свои специальные работы. Все они объединены темой «Рождение». Для самих главных организаторов фестиваля в нынешнем году это слово и эта тема имеют особое значение… Но, не будем вдаваться в подробности…

Кстати, кто-то из читателей этого анонса наверняка поспешит упрекнуть меня: «а где же информация о выставке Пратта? а о других проектах «Бумфеста» почему нет ни слова?». Ну, великий Хьюго Пратт настолько велик, что у меня не поворачивается язык говорить о нём в формате обзора, о нём книги писать надо… да и на фестивале кроме его всем известных образов мы вряд ли что-то найдём. А во-вторых, в этом глубоко субъективном обзоре я и стремился выделить лишь самое яркое с позиции «ХЧ».

Кстати, наша небольшая делегация от Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ, если будет интернет и хорошая погода, предпримет попытку познакомить вас происходящим на фестивале почти в режиме он-лайн. Мы постараемся оперативно вывешивать репортажи о каждом из дней, как делали это два года назад на московской «КомМиссии». И пожелайте нам удачи!

Александр Кунин