Социальный российский комикс

Предлагаем вниманию читателей уникальную подборку, посвящённую социальному комиксу в России, которая была собранаВикторией Ломаско. Напомним, Ломаско — известный современный художник, график и комиксист. Последние годы профессионально занимается созданием и исследованием культуры социального и судебного комикса и репортажа. Виктория регулярно выступает с лекциями, посвящёнными репортажному и социальному комиксу. Подобные лекции она читала в рамках последних событий в комиксном мире России, в частности на фестивалях «КомМиссия» и «Бумфест», в программе проекта «Респект». В 2011 году издательство «Бумкнига» выпустило книгу «Запретное искусство», созданную Викторией в соавторстве с Антоном Николаевым. По сути, эта работа стала серьёзным итогом большой работы и, пожалуй, самым ярким примером российского социального комикса.

Надеемся, предлагаемые здесь материалы будут полезны исследователям. Подборка еще будет пополняться. Просим при цитировании соблюдать авторство и ссылку на источник.

Часть первая. Социальные комиксы в СМИ. Блогеры-комиксисты
Часть вторая. Судебный комикс/Графический репортаж с процесса/Документальный комикс

От «ХЧ»: материал предоставлен Викой Ломаско и опубликован в авторской редакции.


Часть первая. Социальные комиксы в СМИ. Блогеры-комиксисты

Начинаю публиковать свою подборку ссылок по социальному русскому комиксу. Что-то уже раньше здесь появлялось, что-то новое добавилось. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.


1. Социальные и политические комиксы в СМИ

«Русский репортер»
С 2007 по июнь 2011 года в общественно-политическом журнале «Русский репортер» каждый выпуск печаталась комиксная колонка – 5Х20 см. Комикс был посвящен какой-либо анекдотичной новости из области политики или общественной жизни. Художник получал новость и самостоятельно разрабатывал сценарий.
С пилотного номера и по 2009 год комиксную рубрику вел художник Владимир Сальников [info]salnikov_vova.




С 2009 по 2011 год в рубрику рисовали различные иллюстраторы, а не комиксисты/художники. Как результат комикс не складывался. Редакция решила отказаться от этой рубрики.

Напоследок арт-директор Дмитрий Девишвили пригласил порисовать меня. Я успела сделать восемь выпусков.
http://soglyadatay.livejournal.com/tag/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80
Новости для комикса редакция предлагала беззлобные, и только под конец дали немного оттянуться на «Пятилетнем плане Путина».

На последней полосе журнала публикуется полукомикс-полуиллюстрация. Называется рубрика «День в истории», в ней рассказывается какие исторические события произошли в этот день сколько-то лет назад. Редакция пишет текст абзацами, а художник иллюстрирует каждый абзац. Связная история, в которой текст и рисунки неразрывны, не предполагается.

Второе издание, где до недавнего времени появлялись комиксы – это журнал Деловой Петербург. Правда, там комиксы публиковались только на сайте журнала. Рубрика называлась «Городские зарисовки».
http://www.dp.ru/search?rt=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8

Рубрику бессменно вел питерский комиксист Илья Обухов. Он сам разрабатывал сценарий, а иногда даже предлагал новости на свой выбор. На мой взгляд, самый веселый комикс получился про акцию Войны «Дворцовый переворот».

http://www.dp.ru/a/2010/09/24/Gorodskie_zarisovki_krug

На сайте http://www.the-village.ru/ в рубрике «Люди в городе» помимо фото и иллюстраций стали регулярно появляться комиксы Александра Похвалина.
http://www.the-village.ru/flows/people-talking/posts

Другие издания, в которых в последнее время регулярно появлялись социальные комиксы, замечены не были. Переходим к случайным публикациям.

На сайте openspace.ru в 2008 году существовала рубрика «Комикс».Художники могли сами выбирать темы для комиксов, но редакция часто отклоняла их, так как темы «могли кого-то обидеть». Замечательно, что на сайте все-таки был опубликован комикс, который может обидеть самого Путина. Автор – художник Николай Олейников [info]oleo_press.

http://www.openspace.ru/society/projects/197/details/6226/
Комикс стал последним, рубрика закрылась.

В марте 2010 году в пермском журнале «Соль» вышел комикс «Волшебная борода» пермского художника Антона Семакина.

Комикс рассказывает про взаимоотношения наших премьера и президента.
http://saltt.ru/node/7970

Наш совместный проект с Антоном Николаевым «Таганское правосудие» был опубликован полностью и частями во многих изданиях: «Большом городе», «Частном корреспонденте», «GQ», «Адвокатской газете», «Смене», «Новом времени».

Это документальный репортаж о судебном процессе, который затеяли лидеры «Народного Собора» против организаторов выставки «Запретное искусство».
http://www.bg.ru/article/8532/
http://www.chaskor.ru/article/strannyj_sud_17566

2. Блогеры
Как видите, в России комиксистам, занимающимся социальным комиксом, не приходится надеяться на регулярные публикации, так как соответствующих рубрик не существует.
Альтернативный путь – стать известным блогером и приобрести собственную аудиторию.

Так у блогера [info]supehero работающего под псевдонимом Семен Семеныч Горбунков, около восьми тысяч читателей.
Его самые известные комиксы – «Кепка» и «Место встречи».

http://supehero.livejournal.com/214049.html#cutid1

http://supehero.livejournal.com/214012.html#cutid1

Другой знаменитый блогер [info]ruffe, художник Алексей Иорш, особенно известен своей серией «Будни террористов», которую начал после взрывов в Домодедово.

http://ruffe.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2
В этой серии обыгрываются все важные текущие социальные и политические события через образы террористов.

В блоге Иорша часто появляются комиксы на злободневные темы.

«Доброволец» — про борьбу волонтеров с пожарами летом 2010 года

http://ruffe.livejournal.com/940281.html

«Понаехали» —про отношение некоторых русских к трагедии на Фукусиме.

http://ruffe.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

Блогер [info]hilazonart — это новосибирский художник Константин Еременко. Блогер работает с темой возможного отделения Сибири от центральной части России. Как известно, многие жители Сибири начали считать себя отдельной национальностью: не русскими, а сибиряками. Причина таких настроений в том, что Москва выкачивает из Сибири природные ресурсы и ничего не дает взамен.

Об этом комикс «Истерия Сибири» — http://www.facebook.com/media/set/?set=a.160636027330611.36138.100001526453607.

Также у Еременко есть сквозной персонаж сибиряк-партизан Лыков, появляющийся во многих его стрипах.

Недавно появился комикс «Человек как все», который привлек к себе внимание медиа.


http://www.superputin.ru/
Сценарист [info]shlyahtich, художники [info]zashtopik и [info]daskunst.

Часть вторая. Судебный комикс/Графический репортаж с процесса/Документальный комикс


1. Изображения с судебной тематикой

Судебные комиксы или графические репортажи с процессов имеют отличия от привычного жанра судебного рисунка. Во-первых, они предполагают, что изображения (кадры комикса или листы репортажа) должны складываться в цельный рассказ, их невозможно произвольно менять местами. Во-вторых, изображения дополняет текст: реплики персонажей и (или) авторский комментарий. Комментарии либо пишет сам автор либо он работает на пару с пишущим соавтором, так чтобы рисунки и текст образовывали единое целое. Изображение играет главную роль.

Можно называть такие работы «судебным комиксом», можно — «графическим репортажем с процесса». Можно попробовать найти различие между этими определениями: в судебных комиксах возможна авторская фантазия и стилизация любой степени, а репортажи предполагают более или менее реалистический стиль, дословные реплики и проверенные факты в комментариях.

С 2009 по 2010 мы с Антоном Николаевым делали репортажи с суда над организаторами выставки «Запретное искусство-2006». Я занималась изображением, а Антон текстами.

О самой выставке здесь — http://www.aerofeev.ru/content/view/133/165/
Подборка наших репортажей здесь — http://soglyadatay.livejournal.com/74768.html
Один из репортажей «Свидетели защиты наносят ответный удар» был номинирован на премию Кандинского в 2010 году — http://kandinsky-prize.ru/hronika/uchastniki-vistavok/2010/viktoriya-lomasko-i-anton-nikolaev

Во время судебных заседаний запрещено фотографировать или снимать видео, поэтому графический репортаж оправдан и полезен. К тому же, читателям воспринимать «историю в картинках» гораздо легче, и визуальные образы воздействуют на эмоции сильнее, чем текстовой судебный репортаж (обычно представляющий из себя стенографию выступлений с авторскими комментариями). Художник изображает ключевые события и отбирает ключевые реплики, анализирует происходящее, добивается смыслового и визуального синтеза текста и изображения.

Также мы сделали репортажи с процессов Сергея Мохнаткина, Михаила Бекетова и уволенных учителей-художников Университета печати. Эти репортажи готовились в первую очередь для распространения в интернете: в блогах и в нашей колонке на сайте Грани.ру — http://www.grani.ru/users/lomaskonikolaev/

«Мохнаткин» — http://grani.ru/blogs/free/entries/181137.html

«В суд на реанимобиле» — http://grani.ru/blogs/free/entries/182930.html

«Конфликт в Университете печати» — http://grani.ru/users/lomaskonikolaev/entries/181745.html

Для печати репортажи переверстывались.

В 2009 году в поддержку Михаила Ходорковского и Платона Лебедева был организован конкурс «Рисуем суд» — http://www.risuemsud.ru/about/.
Его организаторы предложили следующие номинации: судебный рисунок, картина, карикатура, иллюстрация, комикс, то есть захотели разделить изображения с судебной тематикой по жанрам. Получилась путаница, потому что сами участники часто не знали к какому жанру отнести свои работы. В результате жюри выбирало победителей без номинаций.


Комикс «Судебная азбука» лауреата конкурса Екатерины Белявской — http://risuemsud.ru/authors/10/works/.


Комикс «Суд» лауреата конкурса Алексея Еромолаева — http://risuemsud.ru/authors/25/works/.

На втором процессе Ходорковского работало много художников.
Павел Шевелев продолжал делать судебные зарисовки.
Интернет-издание «Ежедневный журнал» заказал Александру Котлярову регулярный комикс о процессе — http://www.ej.ru/?a=note&id=9258

Комикс так и называется – «Процесс». Насколько я понимаю, на заседания ходил журналист и делал записи, по которым потом рисовал художник.
В марте 2010 года была организована большая выставка с комикс-инсталляцией на заводе «Флакон».

В том же году вышла книга «Процесс», в которой собраны все выпуски, опубликованные раннее на сайте «Ежедневного журнала».
Авторы «Процесса» не претендуют на документальность: «Комикс не имеет задачей документально реконструировать ход заседаний суда в рамках второго дела в отношении экс-владельца ЮКОСа и бывшего главы МЕНАТЕПа. «Процесс» — это именно впечатления, импрессионистские зарисовки, передающие поистине кафкианский, галлюцинаторный морок этого действа».

В газете «Новое время» работа была организована по другому. Постоянный художник этого издания Борис Жутовский ходил на судебные заседания и рисовал с натуры.

Недавно вышла книга «Дело Ходорковского» с текстами Пумлянского и рисунками Жутовского, наверное, правильно назвать их иллюстрациями, потому что художник сделал коллажи из рисунков с натуры и свободных композиций.

2. Графический репортаж

Понятно, что графические репортажи бывают не только с судебных процессов. На Западе этот жанр довольно развит и называется документальным комиксом. Его пионером считают Джо Сакко, который профессиональный журналист и художник одновременно.

Работы, похожие на графические репортажи, появлялись и ранее, например, можно вспомнить «Путевые заметки» Бидструпа.

На Западе многие журналы с удовольствием публикуют графические репортажи, в некоторых изданиях даже есть специальные рубрики для них. В наших СМИ этот жанр совсем не востребован, и как результат не развивается — это очень трудоемкая работа, невозможно серьезно и постоянно заниматься этим, а зарабатывать деньги чем-то другим.

Наш графический репортаж «Духовные битвы против Генплана» был напечатан в Либерасьон.

На русском языке — http://www.kommissia.ru/gallery/thumbnails.php?album=2372.

После выборов в Белоруссии Лукашенко художник Марина Напрушкина выпустила два номера газеты-листовки под названием «Убедительная победа», оба выпуска можно скачать на ее сайте — http://www.office-antipropaganda.com/.

«Убедительная победа» — яркий пример документального комикса. История выборов Лукашенко и последующих репрессий оппозиции рассказана языком комикса. Первый выпуск содержит 15 рисованных полос: слева – официальная позиция властей, справа – глазами очевидцев.

На последней шестнадцатой полосе помещен список арестованных и осужденных.

Во втором выпуске к именам арестованных добавлена информация, чем можно им помочь, даны адреса организаций и служб поддержки пострадавшим.

Марина ответила на несколько моих вопросов о процессе работы над газетой: «Я начала работать над первым номером газеты непосредственно после подавления демонстрации против фальсификации результатов выборов 19 декабря прошлого года в Минске.
Я не когда раньше не занималась комиксом. Я не профессионал в этом жанре и никогда им не стану. Наверное, газету можно больше отнести к жанру графической новеллы. Может, нет. Так как я не придерживалась правил этого жанра. Нет главного героя, нет определенного сценария, все повествование- это выдержки из официальных государственных средств СМИ и телевидения и независимых новостных порталах, свидетельства очевидцев, комментарии и выдержки из блогов. Как раз на противоречии этих двух версий событий и построено повествование.
Первый номер газеты вышел в начале февраля на английском (10 000) и русском языках (20 000). Версия на русском распространялась в Беларуси, английская за рубежом. Ее послали в 14 европейских стран, США и Канаду. Распространяли через активистов, белорусскую диаспору, студентов университетов, НГО, политиков и дипломатов, художественные институции.
В Беларуси практически нет печатных независимых СМИ и потому было важно сделать именно печатный вариант и распространять его не только среди представителей оппозиции но также среди тех, кто не читает независимые новости в интернете.
Второй выпуск газеты вышел в начале июля. На русском, английском и польском языках. Он рассказывает о событиях после выборов: суды над участниками демонстрации, заявления Алеся Михалевича о пытках в тюрьме КГБ, экономический кризис, договор Лукашенко и Путина о строительстве АЭС в Беларуси, революции Северной Америки и использование их бел. гос. СМИ в целях стабилизации обстановки в Беларуси, теракт в метро в Минске. На последней странице газеты список имен политзаключенных, адреса заключения, куда можно слать письма поддержки, информация о том, что можно делать, чтобы помочь им и их семьям.
Сейчас мы бы хотели попасть в итальянские СМИ, так как именно правительство Берлускони симпатизирует Лукашенко.
Небольшое продолжение будет также напечатано в конце лета в польском журнале «Krytyka polityczna».

Интервью Марины по поводу «Убедительной правды»:
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15144019,00.html
и
http://n-europe.eu/article/2011/03/30/marina_naprushkina_dlya_menya_iskusstvo_nevozmozhno_vne_politiki

2 thoughts on “Социальный российский комикс

  1. Автору респект, спасибо за статью!

Comments are closed.