Обладатель Гран-при Ангулема-2010, Эрве Баруле (Бару ): путь к вершинам

 Великий французский комиксист Бару на минувшем фестивале в Ангулеме был удостоен главного приза — и на следующем, 38-м по счету фестивале, который пройдет в 2011 году, он займет почетное место президента судейского жюри.

Эрве Баруле (Hervé Baruléa), более известный как Бару (Baru), родился 29 июля 1947 года в небольшом городке на севере Франции. Рождённый в самой обычной семье рабочих, о тяготах трудящихся он знал не понаслышке. Именно поэтому ставший визитной карточкой образ простого французского трудяги, выходца из рабочего класса, проходит через всё творчество Бару. Как сказал он сам однажды: «Рабочий класс — неотъемлемая часть моего мира, а не просто броский атрибут моего творчества».

Будучи самоучкой, Бару не собирался становиться художником комиксов, но судьба распорядилась иначе, и в 1975 году (при поддержке своих друзей из Charlie Hebdo, французской политической газеты) он впервые опубликовал свои работы, ставшие своеобразной реакцией на события 1968 года, перевернувшие жизнь страны.

Позднее он издал свои первые самостоятельные работы, не связанные с заказами газет или журналов — 140-страничный сборник, получивший название «Блюз пиписьки» (Quéquette Blues). Ещё после выхода первых работ известные в то время издательства, Futuropolis и Casterman, сделали ему несколько предложений, а журнал Pilote даже согласился напечатать некоторые из его комиксов, но настоящую известность ему принесло сотрудничество с издательством Dargaud.

Итак, в 1982 году к молодому художнику пришла мгновенная известность, а опубликованный первый альбом Quéquette Blues принес своему автору, как лучшему молодому комиксисту, приз ежегодного фестиваля комиксов в Ангулеме. Эта награда положила начало его популярности, а сам он стал одним из виднейших авторов не только страны, но и Европы.
Неожиданные и самобытные зарисовки Quéquette Blues интригуют, забавляют, вызывают неподдельную радость и печаль, его истории неповторимы, а герои словно живые, будто бы срисованы с реальных прототипов (что, в сущности, не так уж и далеко от истины). Все эти составляющие отличают работы Бару, никогда не шедшего на компромиссы и не старавшегося соответствовать моде или современным тенденциям.
На волне успеха, при помощи издательства Futuropolis, Бару выпустил еще два альбома: «Община для Мино» («La communion du Mino», 1985) и «Да здравствует увольнение в запас!» («Vive la classe!», 1987).

Затем при поддержке журнала «L’Echo des Savanes», он напечатал свои наиболее известные работы — «Беги, дружище!» («Cours Camarade!», 1988) и «На пути к Америке» («Le chemin de l’Amérique»). Последняя из них, изданная в 1991 году, принесла ему главный приз фестиваля в Ангулеме.

Поездка Бару в Японию вдохновила его, а новые впечатления нашли свое отражение в новой серии из 400 с лишним стрипов, объединивших в себе иронию, политическую и социальную сатиру. Сам же он стал одним из немногих европейских художников, получивших признание и широкую известность в Стране восходящего солнца.

В 1995 году издательство Casterman выпускает альбом ранних работ мастера. Небольшой сборник ранее не издававшихся зарисовок произвёл настоящий фурор в европейском комиксе, в связи с чем Бару закономерно была присуждена (уже второй раз в жизни) высшая награда фестиваля в Ангулеме.

Этот успех предопределил дальнейшую судьбу Бару, и с 1997 по 1998 годы Casterman издает новые альбомы — «Снова в пути» (Sur la route encore) и «Урожайный год» (Bonne Année), позже объединенные с предыдущими работами в тетралогию «В лета Спутника» (Les Années Spoutnik), увидевшую свет в 1999 году. Эти истории описывали хронику рабочего движения 50-х годов. Во многом эти короткие истории носили автобиографический характер, ведь художник описывал события по воспоминаниям своего детства.

В 2004 году Бару, при поддержке издательства Dupuis, создает совершенно удивительную повесть «Фанатик» (L’enragé), рассказывающую о боксере, жадном до денег и славы. А в 2008 году он наконец возвращается в родное для него издательство Casterman с непревзойденной адаптацией триллера Пьера Пело, получившей название «Бедные ничтожества» (Pauvres Zhéros). В том же году она вошла в сборник лучших работ фестиваля в Ангулеме.

Кажется, с получением в нынешнем году главного приза и престижной премии за заслуги всё на том же фестивале в Ангулеме, Бару наконец достиг всего, о чём только может мечтать комиксист… Но что-то подсказывает, что мы ещё увидим работы мастера. Ведь он никогда не останавливался на достигнутом, у него всегда было — и всегда есть, что сказать своим читателям.

Ю.Епифанов (aka SuperGodzilla), по материалам BDAngouleme.com
специально для журнала «Хроники Чедрика # 9» (апрель 2010)